Аттестация работников учреждений искусства и культуры

Аттестация работников культуры и искусства

Общий порядок проведения аттестации прописан в Основных положениях о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, приложенных к Письму Минкультуры РФ от 08.02.2010 № 7790‑44/04‑ПХ (далее – Порядок).

Положения этого документа учреждениям можно использовать в качестве методического пособия при самостоятельной разработке положений об аттестации работников, а также иных локальных нормативных актов, связанных с проведением аттестации.

Для отдельных учреждений культуры и искусства, отдельных категорий работников предусмотрен специальный порядок проведения аттестации, например:

  • Порядок проведения периодической аттестации работников библиотек, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 24.06.2016 № 1435;
  • Порядок проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 05.05.2012 № 474.

Плановая и внеплановая аттестация работников культуры. По критерию регулярности аттестация может быть (п. 2.1 Порядка):

  • очередной (плановой) – осуществляется регулярно за установленный промежуток времени;
  • внеочередной (внеплановой) – осуществляется в связи с возникновением определенных обстоятельств у работодателя или работника.

Учреждение самостоятельно устанавливает периодичность проведения аттестации, учитывая следующие моменты:

  • для работников одной и той же категории периодичность должна быть одинаковой и может быть разной для различных категорий работников;
  • при определении периодичности принимаются во внимание временные отрезки старения знаний и навыков для соответствующей должности в связи с изменением методов и технологии работы

В среднем аттестация проводится, как правило, один раз в 3 – 5 лет.

Проведение внеплановой аттестации должно быть обусловлено обстоятельствами – к ним могут быть отнесены:

  • выбор на объективной основе работника, квалификация и профессиональные качества которого позволяют занять более высокую должность;
  • просьба работника, желающего получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;
  • выявление причин неудовлетворительной работы одного или нескольких сотрудников.

Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 08.08.2017 № 33‑15252/2017 отметил, что проведение повторной аттестации не противоречит законодательству и Порядку, поскольку они не содержат такого запрета.

Работники, подлежащие аттестации. Пункт 1.3 Порядка определяет, что аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие учреждения. Конкретные категории работников, подлежащих аттестации, указываются в положении об аттестации учреждения.

Пункт 1.4 Порядка устанавливает ряд категорий работников, которые не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до 3 лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
  • работники, проработавшие в учреждении или по занимаемой должности менее года;
  • работники, которым по роду трудовой деятельности не требуются специальные знания или навыки. При этом не уточнено, о каких именно должностях идет речь. Соответственно, каждое учреждение самостоятельно определяет, какие работники входят в эту категорию, причем такой выбор имеет смысл обосновать.

Перенос аттестации на другую дату. Порядок не рассматривает вопрос о переносе даты аттестации при наличии тех или иных обоснованных для этого причин. Такие причины имеет смысл прописать в положении об аттестации учреждения.

Подобный пример был рассмотрен Свердловским областным судом в Определении от 25.07.2013 № 33‑8622/2013. Суд признал несоблюдение порядка подготовки и проведения аттестации артистки-вокалистки (солистки) оперы ведущей категории ввиду отсутствия нормальных условий для аттестации. Так, в день аттестации в аттестационную комиссию работница представила справку врача-фониатра с диагнозом, который свидетельствовал о временном изменении голоса по физиологическим причинам.

Суд указал на необходимость применения п. 92 Положения об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденного Минкультуры СССР 29.12.1976, согласно которому артистки-вокалистки, артистки балета и хора, акробатического жанра и танцевальных групп музыкальных коллективов в период физиологических изменений женского организма освобождаются от участия в концертах на 3 дня. Артистки-вокалистки и артистки хора, акробатического, кукольного жанра и балета в указанные дни могут привлекаться для участия в репетициях без исполнения танцев и пения.

Суд отметил, что члены аттестационной комиссии, зная об экзаменационном задании, а также об изменении голоса аттестуемого, не предложили работодателю с целью создания необходимых правовых условий и объективной оценки аттестуемого работника отложить аттестацию на другую дату. Сам факт предъявления солисткой справки врача-фониатра свидетельствует о наличии субъективных причин, влияющих на оценку ее квалификации по занимаемой должности. Но члены экзаменационной комиссии во главе с председателем не расценили данное обстоятельство как уважительную причину, препятствующую прохождению дальнейшей аттестации. Тем самым аттестационная комиссия нарушила порядок проведения аттестации солистки.

Проведение аттестации.

Согласно п. 2.2, 2.3 Порядка в приказе об аттестации указываются конкретные сроки аттестации, график ее проведения, состав аттестационных комиссий, основания проведения внеплановой аттестации, регламент оформления результатов аттестации. Эта информация доводится до сведения работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации.

Как правило, в первую очередь аттестуются руководители структурных подразделений учреждений, а затем подчиненные им работники. Аттестация в учреждении культуры членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.

В состав аттестационных комиссий при учреждениях культуры входят председатель, секретарь и члены комиссии – высококвалифицированные специалисты и представители соответствующих профсоюзных организаций и творческих союзов (п. 2.4 Порядка). В части 3 ст. 82 ТК РФ обращается внимание на то, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в комиссию в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

При учреждении культуры может создаваться несколько аттестационных комиссий, предназначенных для аттестации творческих работников, специалистов основного персонала, других специалистов и служащих (п. 2.5 Порядка).

Читайте также:
Аттестация по промышленной безопасности на предприятии

Согласно п. 2.3 Порядка сроки, которые отводятся на проведение аттестации до подведения ее итогов (от начала), устанавливаются каждым учреждением самостоятельно, при этом оптимальным считается срок 3 – 6 месяцев. В течение этого времени должна быть полностью проведена аттестация в учреждении культуры персонала. В учреждениях с численностью аттестуемых работников до 50 человек может быть принят за норму срок до 3 месяцев. При большом количестве работников допускается проведение аттестации в течение года.

Действия до начала аттестации. Перед проведением аттестации администрация учреждения проводит разъяснительную и подготовительную работу для информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации (п. 3.1 Порядка).

На важность этих мероприятий обратил внимание в Апелляционном определении от 24.02.2015 № 33‑639/15 [1] Московский городской суд, поставивший под сомнение объективность выводов аттестационной комиссии ввиду того, что в положении об аттестации работников учреждения культуры отсутствовали пункты, регламентирующие сроки и порядок проведения разъяснительной и подготовительной работы с целью информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации, что нарушало трудовые права работников и не позволяло получить максимально объективную картину деятельности аттестуемого работника.

Согласно п. 3.3 Порядка не позднее чем за 2 недели до начала проведения аттестации на каждого аттестуемого непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку работника:

  • соответствие его профессиональной подготовки квалификационным требованиям по должности;
  • профессиональная компетентность;
  • отношение к работе и выполнению должностных обязанностей;
  • результаты работы за прошедший период.

В тот же срок секретарь аттестационной комиссии подает на каждого аттестуемого копии документов об образовании и повышении квалификации, выписки из трудовой книжки, должностную инструкцию, аттестационный лист предыдущей аттестации, возможные отзывы сторонних лиц. Не менее чем за неделю до аттестации аттестуемый работник должен быть ознакомлен с данными материалами и представлением руководителя, при этом он имеет право представить в комиссию недостающие, по его мнению, документы (п. 3.4 Порядка).

Форма аттестации. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности аттестуемого (п. 3.2 Порядка). Аттестация работников культуры может проходить в виде письменного тестирования, собеседования, практических занятий, письменного экзамена. Например, при аттестации творческих работников аттестационная комиссия может знакомиться с творческими данными и квалификацией работника путем просмотра отдельных спектаклей, концертных программ и репетиций, а также путем бесед с ним.

Оцениваемые показатели. Согласно п. 1.2 Порядка основными критериями при проведении аттестации служат:

  • квалификация работника;
  • результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

Для объективной оценки по каждому оцениваемому показателю в положении об аттестации нужно указывать конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает (п. 3.5 Порядка). После этого аттестационная комиссия проводит голосование по соответствию работника занимаемой должности (п. 3.6 Порядка).

Если аттестованный сотрудник будет оспаривать выводы комиссии через суд, судьи проанализируют обоснованность выводов комиссии, обращая внимание на показатели, оценивавшиеся комиссией.

Например, Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 08.08.2017 № 33‑15252/2017 отметил, что добросовестность и ответственность работника, награждение его благодарностью центра социального обслуживания населения сами по себе не исключают несоответствия уровня знаний, умений и профессиональных навыков, требуемых для занимаемой должности.

Московский городской суд в Апелляционном определении от 24.02.2015 № 33‑639/15 посчитал выводы аттестационной комиссии необоснованными, в том числе в силу того, что из экзаменационного листа нельзя сделать вывод о правильности либо неправильности ответов аттестуемого бухгалтера на поставленные вопросы. При этом главный бухгалтер – член аттестационной комиссии не смог пояснить, в чем состояли неправильность либо неполнота ответов аттестуемого, а также насколько его ответы объективно свидетельствуют о несоответствии должности бухгалтера.

Итоги аттестации.

По результатам аттестации (п. 3.8 Порядка):

  • заполняется аттестационный лист, содержащий оценку деятельности работника и рекомендации аттестационной комиссии;
  • оформляются протоколы заседания аттестационной комиссии.

Материалы аттестации передаются руководителю учреждения культуры для принятия решения.

Решение аттестационной комиссии доводится до аттестуемого, после этого он оставляет подпись в аттестационном листе.

По результатам аттестации комиссия выносит рекомендацию, соответствует работник занимаемой должности или нет (п. 4.1 Порядка).

При положительном ответе может быть уточнено, что работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии либо рекомендован для перевода на другую, вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

После утверждения руководителем учреждения итогов аттестации в трудовой книжке работника делается соответствующая запись (п. 4.4 Порядка).

В случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В части 3 ст. 81 ТК РФ сказано, что увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии.

В пункте 4.5 Порядка уточнено, что работники, признанные по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, освобождаются от работы или переводятся с их письменного согласия на другую работу руководителем учреждения не позднее
2 месяцев со дня аттестации. По истечении этого срока освобождение работника по результатам данной аттестации не допускается.

Свердловский областной суд в Определении от 25.07.2013 № 33‑8622/2013 указал: при решении вопроса о несоответствии работника занимаемой должности, недостаточной квалификации следует учитывать, что несоответствие – это объективная неспособность работника выполнять должным образом порученную работу, а квалификация – причина, в которой нет субъективной вины работника, но она может служить критерием для признания его не соответствующим выполняемой работе, занимаемой должности.

Читайте также:
Аттестация госслужащих: особенности проведения

В суде по общему правилу несоответствие работника занимаемой должности обязан доказать работодатель, подтвердив, что объективная его неспособность качественно выполнять обусловленную трудовым договором работу проявляется в неудовлетворительных ее результатах, систематическом браке и т. д. При этом несоответствием занимаемой должности не признается случай, когда работник неудовлетворительно выполняет свою работу из‑за того, что работодателем не созданы нормальные условия труда.

Суды, анализируя обоснованность увольнения работников по результатам аттестации, нередко приходят к выводу о незаконности увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае нарушений порядка проведения аттестации, которые ставят под сомнение объективность выводов аттестационной комиссии (например, Апелляционное определение Московского городского суда № 33‑639/15, Определение Свердловского областного суда № 33‑8622/2013).

Также мы не могли пройти мимо вывода Московского городского суда, который в Апелляционном определении № 33‑639/15 отметил, что предоставление индивидуальной программы реабилитации работника, являющегося инвалидом, не должно влиять на выводы аттестационной комиссии о соответствии либо несоответствии занимаемой должности, поскольку состояние здоровья работника может явиться обстоятельством, имеющим юридическое значение для увольнения в порядке ст. 73 «Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением» ТК РФ, а не п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

При проведении учреждениями культуры и искусства аттестации работников для оценки их соответствия занимаемым должностям необходимо обращать повышенное внимание на соблюдение порядка проведения аттестации, а также документальное подтверждение выводов аттестационной комиссии, чтобы снизить риски судебных споров с работником, а в случае судебного разбирательства – иметь достаточные доказательства правомерности увольнения работника, не соответствующего занимаемой должности.

[1] Определением Московского городского суда от 07.05.2015 № 4г/4‑5007/15 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.

Аттестация работников учреждений искусства и культуры

от 8 февраля 2010 года N 7790-44/04-ПХ

Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства

В связи с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры Министерство культуры Российской Федерации разработало совместно с НИИтруда и социального страхования и согласовало с Российским Профсоюзом работников культуры “Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства”.

Основные положения разработаны с целью оказания практической методической помощи федеральным учреждениям культуры и искусства, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разработке учреждениями локальных нормативных актов.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра культуры
Российской Федерации
П.В.Хорошилов
от 8 февраля 2010 года
N 7790-44/04-ПХ

Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства

1. Общие положения

1.1. Аттестация работников учреждений культуры и искусства осуществляется и проводится в соответствии с утвержденным в учреждении Положением об аттестации работников с целью установления соответствия работника занимаемой должности. Аттестация работников призвана способствовать улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих, усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда, приведению в соответствие наименований должностей с квалификационными требованиями.

1.2. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника, в разрабатываемом Положении об аттестации необходимо описать конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного знакомства с аттестуемым (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, заслушивания его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности.

1.3. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие учреждения. В Положении об аттестации категории работников, подлежащих аттестации, должны быть четко определены.

1.4. Аттестации не подлежат:

– матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

– работники, проработавшие в учреждении или по занимаемой должности меньше 1 года;

– работники, которым по роду своей трудовой деятельности не требуются специальные знания или навыки.

2. Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий

2.1. Периодичность проведения аттестации устанавливается на уровне учреждения самостоятельно. При этом для различных категорий работников может быть установлена разная периодичность проведения аттестации, но обязательно одинаковая для работников одной и той же категории.

Периодичность проведения аттестации устанавливается с учетом временных отрезков, за которые происходит старение знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности в той или иной должности в связи с изменением методов и технологии работы. В среднем же аттестация проводится, как правило, один раз в три – пять лет.

Аттестация работников может осуществляться регулярно за установленный промежуток времени – очередная (плановая) аттестация, а также в связи с возникновением обстоятельств, возникающих у работодателя или работника, внеочередная (неплановая) аттестация. К таким обстоятельствам можно отнести:

– необходимость выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения;

– способ выбора на объективной основе работника, квалификация и профессиональные качества которого позволяют занять более высокую должность;

– просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение.

2.2. Работники учреждений культуры с численностью персонала более 10 человек проходят аттестацию в аттестационной комиссии этой организации. Конкретные сроки и графики проведения аттестации работников, а также состав аттестационных комиссий (председатель, секретарь, члены комиссии) утверждаются руководителями учреждений. В этих же комиссиях проходят аттестацию работники творческих коллективов, входящих в состав учреждений исполнительского искусства, независимо от численности работников в этих коллективах.

Читайте также:
Аттестация работников: особенности и необходимость проведения

2.3. Сроки, графики проведения аттестации, состав аттестационных комиссий, основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая), регламент оформления результатов аттестации доводятся до сведения работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации и должны быть изложены в приказе об аттестации. В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку. Как правило, в первую очередь аттестуются руководители структурных подразделений учреждений, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.

Сроки, которые отводятся на проведение аттестации, до установления итогов (от начала) устанавливаются каждым учреждением самостоятельно, исходя из штатной численности учреждения, состава аттестационной комиссии, количества аттестационных комиссий и квалификационного состава аттестуемых. Оптимальным считается срок 3-6 месяцев. В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация персонала. Так, в организациях с численностью аттестуемых работников до 50 человек может быть принят за норму срок до 3 месяцев. При большом количестве персонала допустимо проведение аттестации в течение года.

2.4. В состав аттестационных комиссий, создаваемых при учреждениях культуры, включаются председатель, секретарь и члены комиссий, высококвалифицированные специалисты и представители соответствующих профсоюзных организаций и творческих союзов.

2.5. В необходимых случаях при одном учреждении культуры создаются несколько аттестационных комиссий – для аттестации творческих работников, специалистов основного персонала, других специалистов и служащих.

2.6. Персональный состав аттестационных комиссий учреждений культуры утверждается приказами руководителей учреждений.

3. Порядок проведения аттестации

3.1. Проведению аттестации должна предшествовать необходимая разъяснительная и подготовительная работа, организуемая администрацией учреждения культуры с целью информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации.

3.2. Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности аттестуемого работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении действующего трудового законодательства. Формы аттестации подбираются в зависимости от специфики трудовой деятельности аттестуемого (письменное тестирование, собеседование, практическое занятие, письменный экзамен и т.д.).

При аттестации творческих работников в необходимых случаях аттестационная комиссия знакомится с творческими данными и квалификацией работника путем просмотра отдельных спектаклей, концертных программ и репетиций, а также путем бесед с работником.

3.3. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; профессиональная компетентность; отношение к работе и выполнению должностных обязанностей; результаты работы за прошедший период.

Секретарь аттестационной комиссии не позднее чем за две недели до даты проведения аттестации представляет в комиссию материалы на каждого аттестуемого работника. В состав материалов входят копии документов об образовании, повышении квалификации, выписка из трудовой книжки, должностная инструкция, аттестационный лист предыдущей аттестации, возможные отзывы сторонних лиц.

3.4. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за одну неделю до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. Аттестуемый имеет право представить в комиссию недостающие документы.

3.5. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

3.6. Аттестационная комиссия тайным (открытым) голосованием принимает решение о соответствии работника занимаемой должности или о несоответствии работника занимаемой должности.

Решение по процедуре голосования принимает аттестационная комиссия.

3.7. При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

3.8. Голосование считается действительным, если в работе аттестационной комиссии приняло участие не менее 2/3 числа ее членов. Результаты голосования определяются простым большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой им должности.

Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого.

Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист (прилагается), который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании. Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами. Материалы аттестации передаются руководителю учреждения культуры для принятия решения. Аттестационные листы и представления на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

Решение аттестационной комиссии доводится до сведения аттестуемого непосредственно после подведения итогов голосования, о чем он расписывается в аттестационном листе.

4. Реализация решений аттестационных комиссий

4.1. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит рекомендацию:

– работник соответствует занимаемой должности;

– работник не соответствует занимаемой должности;

– работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;

– работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

4.2. Результаты аттестации в недельный срок представляются руководителю учреждения культуры.

4.3. Руководитель учреждения культуры с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, в месячный срок принимает решение об утверждении итогов аттестации.

4.4. В соответствии с принятым руководителем решением в трудовой книжке работника делается соответствующая запись.

4.5. Работники, прошедшие аттестацию в комиссиях при учреждениях культуры и признанные по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, освобождаются от работы или переводятся с их письменного согласия на другую работу руководителем учреждения в срок не позднее двух месяцев со дня аттестации.

Читайте также:
Каков порядок проведения аттестации работников на предприятии?

При несогласии с переводом, оформленном в письменном виде, работники могут быть в тот же срок освобождены от занимаемой должности с соблюдением требований ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616).

При истечении указанного срока освобождение работника по результатам данной аттестации не допускается.

4.6. Работнику, увольняемому по результатам аттестации, выплачивается выходное пособие в соответствии с действующим законодательством.

В трудовую книжку работника вносится запись в соответствии с действующим законодательством. Расторжение трудового договора производится по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.7. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности руководящих работников или специалистов, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в предусмотренном действующим законодательством порядке рассмотрения трудовых споров.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2021

  • Аттестация работников по ТК РФ обязательна
  • Порядок проведения аттестации работников
  • Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году
  • Итоги

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

  • работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
  • работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
  • лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
  • прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Читайте также:
Важность аттестации строителей

Положение об аттестации вы можете найти в формах «КонсультантПлюс». У вас нет доступа? Подключите бесплатную пробную версию К+.

В справочном порядке можно использовать положения постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267, источника, регулярно использовавшегося кадровыми службами до его отмены с 02.12.2020 постановлением Правительства России от 16.11.2020 № 1850. На его основе формировалась довольно обширная судебная практика. Так, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 со ссылкой на постановление № 470/267 указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Утверждение положения об аттестации.

О том, что представляет собой этот документ, читайте в материале «Положение об аттестации работников – образец».

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
    • утверждение состава аттестационной комиссии;
    • установление категорий аттестуемых сотрудников;
    • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
    • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
    • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2021 проводится в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, вступившими в силу с 01.07.2016.

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Итоги

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

Приказ Минкультуры России от 21.10.2020 N 1256 “Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61897)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 октября 2020 г. N 1256

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2019, N 4, ст. 338), приказываю:

1. Утвердить перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, согласно приложениям N 1 – N 9.

2. Признать утратившими силу приказы Минкультуры России:

от 5 мая 2014 г. N 763 “Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности” (зарегистрирован Минюстом России 24 июня 2014 г., регистрационный N 32841);

от 30 января 2015 г. N 188 “О внесении изменений и дополнений в приказ Минкультуры России от 05.05.2014 N 763 “Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности” (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2015 г., регистрационный N 36357);

от 5 августа 2015 г. N 2156 “О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 “Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности” (зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2015 г., регистрационный N 38586).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Читайте также:
Что дает аттестация сотрудников организации

Врио Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение 1
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 21 октября 2020 г. N 1256

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ”, “ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ,
ТЕАТРОВ, ОПЕРНЫХ ЗДАНИЙ, МЮЗИК-ХОЛЛОВ, ВКЛЮЧАЯ УСЛУГИ
БИЛЕТНЫХ КАСС”, “ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ”,
“ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА”,
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Главный администратор.

2. Главный редактор.

3. Директор программ.

4. Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, управления, цеха, части).

5. Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, участка, цеха, части).

Аттестация реставраторов в Министерстве культуры РФ

Консультация со специалистом

Подготовка документов для формирования пакета документов

Отправка в лицензирующий орган

Переписка с лицензирующим органом

Проверка документов в лицензирующем органе и инспекционная проверка

Оплата по договору юридических услуг

Остались вопросы? Заказать обратный звонок

Аттестация специалистов в МК РФ

Аттестация специалистов в Министерстве культуры РФ — это обязательная процедура, проводимая аттестационной комиссией МК РФ, которую должен пройти каждый специалист, выполняющий работы по реставрации и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации). Данное требование вступило в силу с 26.10.2017 г.

Всем компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые не аттестуют своих сотрудников, грозит недопуск к выполнению реставрационных работ, даже в случае наличия полученной лицензии Минкультуры РФ!

«Либо аттестован, либо не реставрируешь» ©

Сроки аттестации реставраторов: До 45 рабочих дней со дня подачи заявления.

При отказе соискателю: В 20-дневный срок аттестационная комиссия обязана уведомить заявителя об отказе в аттестации.

Кому необходимо проходить аттестацию Минкультуры

Специалистам-реставраторам и руководителям предприятий:

Обязательное прохождение аттестации необходимо тем сотрудникам, которые задействованы в выполнении различных видов реставрационной деятельности, включающих в себя пункты реставрационных работ: 1, а также с 3 по 10 включительно.

Для пунктов 2 и 11 — аттестация реставраторов не требуется!

К специалистам-реставраторам относятся:

1. Главный архитектор, главный архитектор проекта (ГАП);

2. Главный инженер, главный инженер проекта (ГИП);

3. Работник, занимающий должность руководителя (генеральный директор (директор), его заместители, начальник проекта), ответственный за выполнение заявленного вида работ;

4. Производитель работ.

Руководители предприятий, занимающихся ведением реставрационной деятельности, независимо от занимаемой ими должности, также наравне со своими сотрудниками обязаны проходить аттестацию Минкультуры, так как они тоже подпадают под классификацию специалист-реставратор.

Индивидуальным предпринимателям:

Изменения в законодательстве, касающиеся ведения реставрационной деятельности, принесли не только минусы в виде дополнительных бюрократических издержек (смена бланка лицензии и необходимость в аттестации работников), но и положительные моменты: количество работ уменьшилось, равно как и количество специалистов (вот только требования к ним стали гораздо жестче), а также теперь всем «ИП-шникам» можно выполнять полный перечень работ по реставрации.

Обязан ли индивидуальный предприниматель проходить аттестацию специалистов? Да, обязан, так же, как и руководитель юридического лица.

Порядок прохождения аттестации реставраторов

Для начала разберем, как именно происходит процесс аттестации специалиста Министерством культуры.

Будущий претендент, после подачи заявления на аттестацию и комплекта запрашиваемых документов, должен лично явиться для сдачи экзамена аттестационной комиссии МК РФ, а после получить уведомление об успешном прохождении либо отказе в аттестации.

По итогам успешного прохождения аттестации специалисту присваивается одна из следующих квалификационных категорий:

  • реставратор — высшая категория;
  • реставратор — первая категория;
  • реставратор — вторая категория;
  • реставратор — третья категория.

На то, которая из реставрационных категорий будет присвоена тому или иному специалисту, влияет его стаж работы в качестве реставратора и полноты портфолио (количество, качество и сложность) выполненных работ.

ВНИМАНИЕ! В случае отказа в аттестации, Министерство культуры не дает разъяснений, в то время как мы со своей стороны даем четкие инструкции по устранению несоответствий!

Документы для аттестации в Минкультуры РФ

Чтобы пройти аттестацию, реставратор должен предоставить:

  1. Заявление на прохождение аттестации в Минкультуры РФ — 1 экземпляр (оригинал с подписью, обязательно укажите контактный телефон для связи и ваш обратный почтовый адрес);
  2. Согласие на использование ваших персональных данных (оригинал с подписью);
  3. Копия паспорта (нотариально заверенная);
  4. Копии диплома (нотариально заверенная);
  5. Копия трудовой книжки (нотариально заверенная);
  6. Благодарственные письма от работодателя, грамоты, полученные ранее удостоверения (нотариально заверенные);
  7. Если ранее была присвоена категория, то необходимо предоставить выписку из протокола реставрационного совета учреждения (организации) с рекомендацией о присвоении специалисту (соискателю) определенной категории и характеристика с места работы.

ОБЯЗАТЕЛЬНО! Предоставить информационный носитель (диск либо флэш-накопитель), на котором должна присутствовать электронная копия перечисленных выше документов с 1 по 6 (7) пункты.

Срок рассмотрения поданных документов — до 45 рабочих суток.

В случае обнаружения несоответствия подаваемых документов (не корректно составлены либо есть необходимо в доукомплектации), аттестуемому соискателю возвращается весь перечень поданных документов, согласно описи, не позднее чем через 20 рабочих дней с момента выявления несоответствия.

Требования к специалистам (категориям) для аттестации Министерством культуры РФ

Помимо подачи необходимого перечня документов специалисту нужно сдавать экзамен, чтобы получить категорию. Можно сказать, что конечной целью аттестации специалистов является подтверждение своих навыков и получение соответствующей реставрационной категории. Именно по этой причине требования к специалистам являются требованиями к категориям.

Требования к категориям не являются обобщенными, и для каждой специальности они свои. В следствие чего сотрудниками Министерства культуры РФ и был разработан перечень специальностей, разделенный на секции по виду реставрационной деятельности (всего их 6), что позволило разделить специалистов не по виду работ, а по виду деятельности.

Читайте также:
Проведение аттестации прокурорских работников

Аттестационные секции реставрационных специальностей МК РФ:

Еще одним немаловажным условием является требование к наличию стажа у аттестуемого претендента — стаж должен составлять не менее 3 лет (в области реставрации) за последние 10 лет.

Стоит отметить, что требования для каждой из категорий является довольно строгими и, как правило, с первого раза пройти аттестацию не получается ни у кого. Обусловлено это тем, что большинство кандидатов не удовлетворяют новым требованиям (не пройдено повышение квалификации) либо не корректно заполнены и не полностью укомплектованы запрашиваемые документы.

Как проверить, внесен ли специалист в Реестр реставраторов

После того, как специалистом пройдена процедура аттестации, на указанный в заявлении адрес высылается уведомление от Министерства культуры РФ, в котором сообщается о результатах аттестации.

Реестр сформирован в виде динамической таблицы, и его перечень обновляется ежедневно.

Ознакомиться с данными реестра можно в режиме онлайн, либо скачав файл в удобном для вас формате.

Специалистам, аттестованным до 26.10.2017, повторно проходить аттестацию не требуется, но необходимо отправить запрос на внесение в реестр аттестованных специалистов (в случае если их еще не внесли) и в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке направить в Министерство культуры РФ заполненное Заявление на размещение персональных данных!

Услуги АО «РИНФИН» для успешного прохождения аттестации МК РФ

БЕСПЛАТНО выполним проверку на соответствие ваших специалистов требованиям Минкультуры РФ и возможности их аттестации как реставраторов

В случае непредоставления минимального комплекта документов в наш адрес, заявка на проверку обрабатываться НЕ будет

До 26.10.2017 наличие аттестованных специалистов МК РФ было правилом хорошего тона, но после этой даты, согласно российскому законодательству, стало ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием для ведения реставрационной деятельности и получения лицензии Минкультуры РФ.

Даже если лицензию возможно получить без собственных специалистов (приобретение готовых фирм с лицензией Минкультуры), то работать без аттестованных специалистов вы не сможете (не распространяется на старые бланки лицензий — для готовых фирм с такими бланками не требуется наличие аттестованных экспертов-реставраторов).

Кроме наличия специалистов с высшим образованием, вторым условием является подача документов на аттестацию реставраторов в Министерство Культуры РФ, где некорректно поданные заявки отклоняются без разъяснений.

Поэтому рекомендуем обратиться к помощи со юристов. Одним из экспертов, специализирующихся подготовке документов и на получении лицензий в области реставрации, выступает наша компания АО «РИНФИН». Мы, являясь специалистами широкого профиля консалтинговых услуг и работая по всей территории РФ, предлагаем своим клиентам и партнерам полный спектр услуг по лицензированию, включающий в себя решение задач различной сложности по аттестации специалистов в Министерстве культуры РФ.

Сотрудничая с учебным центром (академия по подготовке кадров) и работая с Минкультуры РФ без посредников, мы готовы предложить нашим клиентам следующие услуги:

  • Проверка специалистов-реставраторов на соответствие требованиям Минкультуры РФ;
  • Комплектация и подача документов на аттестацию;
  • Повышение квалификации реставраторов.

Проверка специалистов на соответствие требованиям Минкультуры

Совершенно БЕСПЛАТНО произведем проверку реставраторов, которые планируют пройти аттестацию в Министерстве культуры РФ, на предмет соответствия таких специалистов заявленным требованиям со стороны аттестационной комиссии Минкультуры.

Дадим рекомендации по устранению всех несоответствий касательно допуска к аттестации и возможности прохождения штатными сотрудниками этой процедуры.

На основании предоставленных документов будет составлен запрос в Министерство культуры, после чего клиенту будет дан ответ о том, подойдут ли его специалисты и какая им может быть присвоена категория в случае успешного прохождения аттестации.

Срок проверки реставраторов:

Срок выполнения услуги по проверке реставраторов занимает от 3-х до 5-ти рабочих дней, однако в виду загруженности ведомства этот срок может быть увеличен на 2-3 дня.

Мы также можем произвести экспресс-проверку, которая включает в себя экспертное заключение наших юристов, без отправки запроса в Минкультуры. По срокам данная процедура занимает не более 3-х рабочих дней.

Важно! Чтобы мы могли выполнить запрос на проверку специалистов-реставраторов, с вашей стороны необходимо прислать минимальный пакет документов:

  • скан-копия диплома о высшем образовании;
  • скан-копия трудовой книжки аттестуемого сотрудника (все страницы);
  • скан-копия удостоверения о повышение квалификации (УПК);
  • портфолио выполненных работ (фото + заключения заказчиков с объектов по реставрации).

* Без предоставления этих документов любой вид проверки специалистов НЕВОЗМОЖЕН!

Комплектация и подача документов на аттестацию

В виду того, что рынок реставрационных услуг все еще не успел сформироваться полностью, и учитывая то, что само Министерство культуры относительно недавно сформировало новые требования, не стоит удивляться тому, что и большинство наших клиентов еще не успело перевести бизнес на «новые рельсы».

По этим причинам большинство компаний не готовы аттестовать своих специалистов, причем это выясняется уже после отказа Министерства культуры без указания на причины.

Не смотря на это, согласно статистике очень многие из наших клиентов недооценивают именно начальный этап аттестации, и именно неправильно поданная заявка (не корректно заполнен бланк, собраны не все документы) является камнем преткновения для получения лицензии Министерства культуры РФ.

Со нашей стороны мы готовы взять на себя всю работу по укомплектации и заполнению всего перечня документов, необходимого для подачи заявки на аттестацию специалистов, а также рассмотреть уже отклоненные заявки и дать комментарии относительно причины отказа в аттестации ваших специалистов.

Перечень выполняемых работ по комплектации пакета документов:

  • Проверка предоставленных в наш адрес документов на аттестуемых реставраторов;
  • Подготовка и доукомплектация (в случае выявления несоответствий) подаваемого пакета документов;
  • Консультирование клиента на всех этапах сделки — вплоть до получения свидетельства об аттестации Министерством культуры для каждого специалиста;
  • Консультационная помощь при составлении портфолио ваших специалистов;
  • На основании предоставленных данных — выдача заключения о профпригодности специалиста для аттестуемой категории.
Читайте также:
Аттестация персонала на предприятии и ее виды

Обращаем внимание, что в случае, если аттестуемые специалисты не проходят по требованиям, мы можем предложить курсы по повышению квалификации реставраторов для этих сотрудников и уже после получения удостоверения установленного образца — подать их на аттестацию в Министерство культуры Российской Федерации.

Помощь со специалистами при прохождении аттестации Минкультуры РФ

Предоставляем готовых (аттестованных) реставраторов “ПОД КЛЮЧ”

Производим повышение квалификациии для сотрудников и руководителей предприятий

Выполняем подачу специалистов на различные категории реставраторов

Более 14 лет работая в сфере лицензирования, мы часто наблюдаем проблему нехватки кадров ввиду их дефицита, полного или частичного несоответствия подаваемых к аттестации кадров требованиям Минкультуры РФ.

Нами был разработан комплекс услуг для решения задач наших клиентов. Осуществляем подбор, переобучение, повышение квалификации специалистов для прохождения аттестации Минкультуры РФ.

1. Проверка и подача специалистов на аттестацию Минкультуры РФ

Выполним проверку ваших сотрудников-реставраторов, на основании которой дадим заключение относительно соответствия требованиям. Если реставраторы подходят для прохождения аттестации, поможем сформировать пакет документов для допуска соискателя к аттестации в Министерство культуры.

2. Подбор специалистов, если в штате нет квалифицированных кадров

Нужны уже аттестованные реставраторы? Поможем подобрать специалистов «под ключ» для выполнения требуемого перечня работ — из числа выпускников центра по подготовке кадров, с их последующим трудоустройством в вашу компанию.

Все предоставляемые реставраторы аттестованы Министерством культуры РФ. Данное решение подходит тем клиентам, штат которых укомплектован не полностью, либо подходящие под условия аттестации кадры отсутствуют вовсе.

3. Обучение ваших специалистов для получения лицензии на реставрацию

Штатные специалисты могут не подойти для прохождения аттестации по разным причинам (не подходит портфолио, либо оно не полное и т.д.). В таких случаях мы осуществляем помощь в их аттестации (см. пункт 1).

Однако стоит учитывать, что даже в случае успешной сдачи аттестационного экзамена — не всегда с такими специалистами можно получить лицензию Министерства культуры РФ, так как им дополнительно необходимо пройти курсы повышения квалификации реставраторов. Мы предлагаем программу курсов для реставраторов с полным перечнем специальностей.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация персонала — это процедура, позволяющая работодателю оценить компетентность работников и их профессиональный уровень. В 2021 году существует определенный порядок проведения такой проверки сотрудников.

Для специалистов некоторых направлений обязательна аттестация деятельности профессионалов СПО с последующей выдачей сертификатов со стандартами Союза профессиональных организаций. Рассмотрим подробнее законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

Единого закона, которым регулируется проведение аттестации, нет. При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. К примеру, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности в области культуры регулируется отраслевым документом — письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Для руководителей ФГУП предусмотрены другие нормы: аттестация проводится по постановлению правительства РФ № 234 от 16.03.2000.

В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.

Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:

  • предъявляемые требования к сотрудникам;
  • категории работников, подлежащих проверке;
  • сроки и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов контроля.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.

При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. В пунктах 4 и 15 постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 (утратило силу, но для справки посмотреть можно) говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет — для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года.

Цель проведения аттестации

Работодатель преследует разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить служащего, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ, работодатель вправе уволить работника, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт устанавливает процедура определения соответствия работника требованиям занимаемой должности. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность служащего, работодатель использует их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка служит инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями.

Для служащих, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения проверки в независимом центре становится призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, в некоторых компаниях существуют свои, более жесткие, требования к квалификации.

Читайте также:
Предаттестационная подготовка персонала, работающего в пищевой отрасли

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения сотрудника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Традиционная система аттестации

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.

Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:

  1. Разработать положение об аттестации.
  2. Подготовить график проверки.
  3. Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
  4. Сформировать обязательные документы.
  5. Проинформировать сотрудников.
  6. Провести экзамен.
  7. Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников

Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:

  1. Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.

После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников

Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.

Протокол аттестации работников

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».
Читайте также:
Аттестация по промышленной безопасности на предприятии

Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.

Результаты аттестации

Работнику, прошедшему проверку, выдают аттестационный лист — итоговый документ контроля. Он не унифицирован, поэтому составляется в свободной форме. В документе необходимо указать:

  • дату проведения оценки;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время проверки;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в результирующем листе.

Арт-подготовка

Сберечь опыт

Второй год в рамках нацпроекта “Культура” Минкультуры России реализует масштабную программу повышения квалификации работников отрасли. На сегодняшний день на базе ведущих творческих вузов уже создано 11 центров, где обучаются профильные специалисты – от осветителя до художественного руководителя. В 2021 году откроются еще шесть центров.

Трансформации, происходящие в отрасли культуры, внедрение технологических инноваций и достижение качественных результатов, обозначенных в национальном проекте “Культура”, – все это требует от каждого работника культуры наличия актуальных знаний, новых профессиональных навыков и компетенций.

Образовательные программы, по которым идет обучение, нацелены на сохранение традиционного опыта и результатов творческой деятельности, с учетом современных потребностей отрасли, общества и государства, эффективное его применение в современном социокультурном пространстве. К их разработке привлечены ведущие специалисты отрасли, выдающиеся деятели культуры и искусства. Отдельные программы напрямую связаны с интернет-пространством и дистанционными формами взаимодействия, что сегодня особо важно.

В прошлом году повышение квалификации прошли 14 тысяч работников культуры, в 2020 году запланировано обучение 26 тысяч специалистов, а со следующего года ежегодно будут обучаться 40 тысяч работников отрасли.

Фактически сегодня создается национальная система профессионального роста работников сферы культуры, которая обеспечивает их непрерывное образование и совершенствование профмастерства.

Чугунное чудо: Каслинский павильон открыт спустя 50 лет

Ее самый знаменитый экспонат – чугунный павильон – феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Шедевр уральских мастеров, зарегистрированный в каталоге всемирного наследия ЮНЕСКО, был создан 120 лет назад для Всемирной выставки в Париже как выставочная витрина заводов Кыштымского горного округа. Сказочный шатер произвел в Париже настоящий фурор и получил Гран-при выставки. Архитектор и скульптор Евгений Баумгартен соединил в декоре древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы. А уральские мастера в удивительном чугунном кружеве воплотили сказочных героев, сцены соколиной охоты.

Судьба павильона оказалась так же прихотлива, как и его декор. Еще во время работы парижской выставки на павильон нашлось немало покупателей, и цену давали весьма неплохую, но было одно условие: приобретается павильон со всеми экспонатами. Россияне отказались продать лишь чугунную скульптуру Николая Лаверецкого “Россия”, олицетворяющую женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе. После окончания выставки павильон был разобран и отправлен обратно на Урал. В 1921 году, стремясь обеспечить выполнение производственного плана, руководство завода отдало приказ переплавить павильон, но мастера завода встали на защиту своего шедевра. И лишь когда много лет спустя павильон попал в музей, за его спасение взялись исследователи и реставраторы. С середины 60-х доступ в павильон для широкой публики был закрыт, поэтому главным событием на открытии нового пространства стала возможность для посетителей зайти в павильон, внутри которого расположилась информационная зона, рассказывающая об истории его создания.

В России могут появиться земские тренеры

Председатель Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин предлагает включить в госпрограмму “Развитие физической культуры и спорта” отдельную программу “Земский тренер”, направленную на привлечение тренеров на работу в сельскую местность и малые города.

Сегодня большинство тренеров – 80,9% – работают в городах.

По мнению депутата, меры поддержки в рамках программы могут быть аналогичны тем, что реализуются в сфере здравоохранения и образования.

Откуда берутся кадры

Татьяна приняла предложение прослушать лекции в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. “Курсы были организованы как нельзя кстати, ведь на работу методистом библиотеки я перешла всего несколько месяцев назад. В итоге мне посчастливилось узнать много нового”, – рассказывает она.

Центральная библиотечная система Урицкого района Орловской области активно развивает свое представительство в соцсетях. Руководитель ЦБС Марина Корявченкова отмечает: тому поспособствовало ее обучение в рамках нацпроекта “Культура” в Московском государственном институте культуры. “Занятия шли в онлайн-режиме, и преподаватель построил процедуру обучения на живом диалоге с нами, слушателями”, – делится впечатлениями Марина.

Возможность пройти повышение квалификации в ведущих высших учебных заведениях страны не упустили и работники учреждений культуры Северной Осетии. “Благодаря новым знаниям мы значительно увеличили посещаемость нашего музея”, – рассказала старший научный сотрудник Национального музея РСО – Алания Рада Тетова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: