Экономический подход в системе управления персоналом

Оценка эффективности управления персоналом организации: зачем нужна и как провести

Для чего оценивать затраты на работников

Управление персоналом и эффективность деятельности организации — взаимосвязанные вещи. Чем выше заинтересованность и производительность работников, тем прибыльнее бизнес. Это очевидно. Поэтому периодически в организациях изучают, насколько сотрудники выгодны компании. Это дает возможность понять, стоит ли изменить систему оплаты или мотивации, допустимо ли увеличить численность трудящихся, какие еще управленческие решения можно принять для повышения выручки.

Таким образом, оценка необходима в первую очередь для нормального функционирования и развития предприятия и позволяет определить такие важные характеристики, как:

  • допустимый объем расходов на работников;
  • оптимальная численность штата;
  • необходимость внедрения новых технологий;
  • возможные варианты развития сотрудников и их стимулирования;
  • наиболее выгодный режим рабочего времени и отдыха;
  • потребность в разветвлении структуры предприятия;
  • др.

Чем определяется эффективность систем управления персоналом организации

Существует множество подходов к оценке результативности, поэтому эксперты применяют разные показатели эффективности управления персоналом. Но чаще всего профессионалы ориентируются на такой параметр, как экономическая эффективность управления персоналом. Можно сказать, что он показывает в цифрах рентабельность использования рабочих рук.

Исчисляется показатель по следующей формуле:

экономическая эффективность = прибыль / затраты на сотрудников.

Отметим, что для расчетов и выручка, и расходы на работников должны быть взяты за один и тот же период. Причем в затраты необходимо включать не только непосредственную заработную плату и премии, но и обязательные платежи в виде страховых взносов, и траты на улучшение условий труда, и прочие расходы, связанные с содержанием, обучением персонала.

Как трактовать результаты такой оценки? Если у вас прибыль и затраты на подчиненных равны (после деления получилась 1), то управление эффективностью деятельности персонала нужно подтянуть, поскольку вы работаете в ноль. Если в результате деления получается меньше 1, то компания вообще терпит убытки, и срочно необходимо предпринять какие-либо управленческие решения.

Но прежде эксперты рекомендуют оценить, на каком уровне социальная эффективность управления персоналом в компании. Этот параметр демонстрирует, насколько умело руководство пользуется возможностями и потенциалом каждого из сотрудников. Оценить этот показатель непросто, поскольку для этого необходимо определить, насколько работники довольны своей деятельностью в организации, корректно ли распределено влияние мотивации на повышение эффективности управления персоналом (и материальной в виде премий, и нематериальной типа тренингов, корпоративов, досок почета), чего не хватает для увеличения результативности труда.

Отметим, что некоторые эксперты рекомендуют относить удовлетворенность сотрудников к другой группе — так называемые косвенные показатели эффективности управления затратами на персонал. Сюда же они относят текучесть кадров, уровень конфликтности и уклонения от исполнения социальных или профессиональных обязанностей.

Впрочем, все специалисты в один голос говорят, что не важно, к какой группе отнести тот или иной показатель. Для корректной оценки необходимо рассматривать их в совокупности.

Как провести анализ

Как правило, этим занимаются приглашенные извне эксперты, а кадровые специалисты на местах решают более узкие проблемы. Тем не менее, всегда важно понимать, как происходят те или иные процессы. Поэтому представляем упрощенный алгоритм оценки:

  1. Определить показатели, на основании которых будет производиться анализ.
  2. Собрать необходимые данные — конкретные цифры, используемые для расчетов.
  3. Проанализировать текущее состояние системы, сравнить с озвученными начальством целями и задачами.
  4. Разработать и представить руководству организации конкретные предложения по улучшению ситуации.
  5. Опробовать изменения на практике.
  6. Спустя время вновь проверить параметры, и по итогам сравнения принять управленческие решения.

Напоследок отметим, что во многих российских компаниях оценкой системы управления сотрудниками не занимаются, поскольку считают это тратой денег. В то же время на западе такие затраты рассматриваются как инвестиции, а потому денег на эти цели не жалеют.

Управление персоналом организации: современные стратегии, технологии и методы

Цели и принципы управления персоналом в современной организации

Персонал организации — самый сложный объект управления. В отличие от материальных активов, люди способны самостоятельно принимать решения и оценивать предъявляемые к ним требования. Кроме того, персонал — это коллектив, каждый член которого имеет свои интересы и весьма чувствителен к управленческим воздействиям, причем реакцию на них нередко сложно предугадать.

Современные концепции управления персоналом основаны на признании возрастающей значимости личности сотрудника, на изучении его мотиваций, умении правильно формировать их и корректировать в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед компанией.

Несмотря на то, что с точки зрения руководства основной целью бизнеса является получение прибыли, современная теория и практика управления персоналом немалое внимание уделяет необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей сотрудников.

Управление персоналом базируется на нескольких важных принципах:

  1. Принцип подбора персонала по деловым и личным качествам.
  2. Принцип преемственности: сочетание в коллективе опытных и молодых сотрудников.
  3. Принцип должностного и профессионального продвижения работников на основе использования обоснованных критериев оценки их деятельности и обеспечения условий для постоянного карьерного роста.
  4. Принцип открытого соревнования: компания, которая заинтересована в создании кадрового потенциала, должна поощрять соревнование между сотрудниками, претендующими на руководящие должности.
  5. Принцип сочетания доверия к работникам и проверки исполнения распоряжений.
    Принцип соответствия — порученная работа должна соответствовать возможностям и способностям исполнителя.
  6. Принцип автоматического замещения отсутствующего сотрудника с учетом служебных должностных инструкций.
  7. Принцип повышения квалификации.
  8. Принцип правовой защищенности — все кадровые управленческие решения должны приниматься только на основе действующих правовых актов.

Управление персоналом должно иметь системный характер, то есть необходим скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования кадрового состава компании: набору персонала, расстановке руководящих кадров, подготовке и повышению квалификации, отбору и трудоустройству.

Читайте также:
Стратегия HR и её разработка

Стратегии управления персоналом

Это главное направление формирования профессионального, конкурентоспособного, ответственного и сплоченного кадрового состава организации. Подразумевается, что такой коллектив помогает достигать долгосрочных целей и следовать общей концепции (стратегии) развития предприятия.

Есть две основных характеристики стратегии управления персоналом. Первая — это долгосрочность. Стратегию, предполагающую разработку и изменение психологических установок, мотивации, всей структуры персонала и даже самой системы управления кадрами, нельзя реализовать за короткий срок.

Вторая характеристика — это тесная связь с общей стратегией (концепцией развития) компании, учет факторов внешней и внутренней среды. Изменение последних обязательно влечет модификацию или даже смену стратегии предприятия и требует соответствующих корректировок численности и структуры кадрового состава, его квалификации, навыков, стиля и методов работы.

Существует четыре типа стратегии организации, с которыми тесно связана и современная стратегия управления персоналом:

Предпринимательская стратегия.

Она характерна для компаний, занимающихся новым видом деятельности, в центре внимания которых удовлетворение всех требований заказчика без тщательной проработки последствий. Стратегия управления персоналом в этом случае отличается следующими чертами:

  • отбор сотрудников, которые готовы рисковать и обладают такими качествами, как инициативность, контактность, нацеленность на долговременную работу;
  • вознаграждение на конкурентной основе, удовлетворяющее ожидания сотрудника;
  • оценка по реальным результатам;
  • неформальное развитие личности, ориентация на наставника;
  • планирование кадровых перестановок с учетом интересов сотрудников.

Стратегия динамического роста.

В этом случае степень риска значительно меньшая, закладывается фундамент для будущего компании, все решения принимаются на основе сопоставления целей и средств, необходимых для их достижения. Черты кадровой управленческой стратегии таковы:

  • отбор и расстановка кадров направлены на поиск гибких и лояльных компании сотрудников, готовых рисковать в случае необходимости;
  • беспристрастное и справедливое вознаграждение;
  • оценка по четко оговоренным критериям;
  • акцент на развитии личности в сфере основной деятельности;
  • планирование перестановок с учетом реальных возможностей компании и различных форм служебного продвижения.

Стратегия прибыльности.

Центром ее внимания является сохранение существующего уровня прибыли предприятия. Этому же подчинена стратегия управления персоналом:

  • отбор и расстановка кадров максимально жесткие;
  • вознаграждение, основанное на заслугах, старшинстве и внутрифирменных представлениях о справедливости;
  • оценка узкая, ориентированная на конкретный результат;
  • развитие личности — концентрация на развитии в области поставленных задач;
  • планирование перестановок жесткое, в соответствии с представлениями руководства о целесообразности.

Стратегия ликвидации.

Продажа активов компании с целью устранения убытков. В будущем возможно сокращение штата, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли. Стратегия управления персоналом в этом случае следующая:

  • набор служащих маловероятен;
  • оплата основана на заслугах, практически не повышается, без дополнительного стимулирования;
  • оценка строгая, формальная, в соответствии с управленскими критериями;
  • развитие и обучение — только в случае служебной необходимости;
  • продвижение — только для тех, кто имеет требуемые навыки.

Стратегия круговорота.

Основная цель — спасение компании. С целью выживания нередко принимаются меры по сокращению штатов. Управление персоналом имеет следующие характеристики:

  • отбор персонала — только разносторонне развитые и квалифицированные сотрудники;
  • оплата по системе стимулов и проверки заслуг;
  • оценка по результату работы;
  • обучение — тщательные отбор претендентов на повышение квалификации;
  • продвижение может иметь различные формы.

Технологии управления

Это своеобразный инструмент воздействия, использующий специальную систему методов, способов и целей.

Все разработанные технологии можно разделить на несколько групп в зависимости от конечной цели, масштабов применения или происхождения. Последняя классификация является наиболее распространенной в кадровой работе. Согласно ей технологии управления персоналом можно разделить на четыре большие группы:

  1. Традиционные технологии. Используются в любой организационной структуре. Частично они являются результатом профессионального наследования, частично закреплены законодательно. Один из ярких примеров традиционной технологии — система кадрового учета. Практически во всех компаниях она строится по единому принципу на основе ТК РФ.
  2. Отраслевые технологии. Применяются в деятельности специализированных отраслевых служб и органов. При использовании отраслевых технологий управления разрабатывается специальное технологическое сопровождение деятельности отрасли, касающееся кадровых вопросов.
  3. Профессиональные. Технологии этой группы создаются по специальному заказу компании консалтинговыми агентствами. Их преимуществом является возможность учесть специфику конкретной организации и особенность периода, для которого создается технология. Минусы — высокая себестоимость и отсутствие универсальности: сфера их применения очень узкая.
  4. Инновационные. Создаются кадровой службой предприятия для решения актуальных проблем. Для того чтобы разработать и внедрить в компании подобные технологии, необходима высочайшая квалификация специалистов HR-отдела.

Выбор той или иной технологии управления развитием персонала должен опираться на понимание того, какими ресурсами обладает компания и каковы базовые задачи, стоящие перед кадровой службой. Специалисты рекомендуют использовать на практике несколько технологий, чтобы повысить эффективность управления персоналом. Например, сочетание традиционных и инновационных подходов в сфере подбора кадров помогает точнее выявить перспективных кандидатов на должность, определить лидерские качества претендентов.

Методы управления

Это способы воздействия на персонал с целью достижения определенных управленческих целей, необходимых для функционирования компании в целом.

Наука и практика менеджмента выработали три группы методов управления персоналом организации:

  • Экономические методы. К ним относятся все методы материальной стимуляции сотрудников. Основной экономический метод — это заработная плата, а также участие в прибыли, система поощрений за качество труда и его эффективность, система наказаний в виде вычетов и штрафов. В эту же группу входят некоторые элементы социального обеспечения сотрудников — оплата питания, проезда, предоставление медицинского страхования. Применение экономических методов базируется на их окупаемости. Инвестирование средств в материальное стимулирование должно иметь отдачу в виде прибыли за счет повышения качества работы.
  • Административные, или организационно-распорядительные методы. В их основе лежит применение власти и нормативное обеспечение трудовой деятельности сотрудников. Обычно реализуются в виде приказов, распоряжений, указаний и ориентированы на такие мотивы человеческого поведения, как чувство долга, осознание необходимости соблюдения трудовой дисциплины, стремление работать в определенной организации. Административные метолы имеют прямой характер воздействия — любой приказ или распоряжение руководства должны быть обязательно выполнены.
  • Социально-психологические методы воздействия на интересы личности или коллектива основаны на законах психологии и социологии. Один из наиболее важных результатов применения психологических метолов — минимизация личностных конфликтов. Кроме того, с их помощью можно управлять карьерой каждого работника, формировать корпоративную культуру на основе образа идеального сотрудника. Социологические методы помогают определить место каждого в коллективе, выявить неформальных лидеров, решить производственные конфликты.
Читайте также:
Американский и японский подход к управлению персоналом

Современные подходы к управлению персоналом на каждом из уровней

Сегодняшние HR-специалисты используют на каждом этапе своей работы множество самых различных разработок и методик. Каждый уровень — от подбора персонала до его увольнения — имеет определенные приемы, направленные на достижение максимальной эффективности.

Подбор кадров. На этом этапе может применяться целый комплекс подходов:

  • Агрессивный хедхантинг — охота за перспективными сотрудниками компаний-конкурентов.
  • HR-брендинг — формирование привлекательного образа компании.
  • Автоматизация подбора персонала — использование IT-систем, так называемых ATS.
  • Дистанционный подбор персонала — наём на работу удаленных сотрудников.
  • Использование социальных сетей для поиска сотрудников.

Адаптация — процесс вхождения новых сотрудников в коллектив и ознакомление их со спецификой работы. Кадровые службы компании должны способствовать быстрой адаптации новых членов команды.

Для этого используются следующие методы:

  • Наставничество — помощь со стороны опытного сотрудника.
  • Семинары и тренинги по развитию коммуникативных навыков, по изучению специфики предприятия, обучение технологиям поведения в стрессовых ситуациях.
  • Специальные ролевые игры, разработанные для сплочения коллектива и укрепления командного духа.
  • Ознакомительные экскурсии по предприятию, знакомство с коллегами, корпоративной культурой.
  • Беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем.

Мотивация — материальная и нематериальная. Обычно оба этих вида применяются совместно. В качестве материальной мотивации может применяться система денежных вознаграждений (премий по итогам работы или участия сотрудников в распределении прибыли компании). Нематериальная мотивация выражается в форме повышения самооценки, создания психологического комфорта или формирования у сотрудника гордости за проделанную работу. Система нематериальной мотивации была очень развита в эпоху социализма, когда работникам за отличную работу давали вымпелы, почетные грамоты или присваивали звание “Ударник коммунистического труда”.

Оценка. Необходима для получения объективного представления о профессиональных качествах сотрудников. Наиболее популярные методы оценки персонала:

  • Аттестация — порядок проведения излагается в официально утвержденных компанией документах. Проводится она один, два или три раза в год с целью определения или подтверждения разряда/категории/квалификации сотрудников. По итогам аттестации сотрудник может быть уволен.
  • Ассессмент-центр — современный метод оценки, дающий наиболее полную и достоверную информацию о личностных и деловых качествах сотрудников. Это самый сложный в реализации комплексный метод, обычно он применяется только в крупных компаниях.
  • Тестирование, интервьюирование.
  • Метод экспертных оценок — заключается в привлечении экспертов, которые на основе собственного опыта и знаний анализируют характеристики сотрудников и делают выводы.
  • Деловые игры. Метод оценки с помощью имитации деловой активности сотрудника в той или иной сложной ситуации.

Обучение и развитие персонала. В рамках этого подхода к управлению персоналом кадровыми службами могут проводиться:

  • Профессиональные курсы обучения.
  • Семинары, лекции, конференции, деловые завтраки, круглы столы, дискуссии.
  • Обучение руководителей, основанное на самостоятельном решении конкретных задач из реальной практики.
  • Деловые игры и тренинги.
  • Самостоятельное обучение.

Система управления персоналом компании с одной стороны зависит от кадровой службы, а с другой — возлагает на нее ответственность за решение массы кадровых вопросов. Последние тесно переплетены с бизнес-стратегией компании. В целом ряде случаев неоценимой бывает помощь профессиональных HR-консультантов. В первую очередь речь идет о решении таких задачах, как:

  • подбор персонала, особенно работников на ключевых должностях;
  • объективная оценка эффективности применяемой системы управления персоналом и ее корректировка в соответствии с действующим законодательством;
  • решение и предупреждение трудовых споров — как личностных, так и групповых конфликтов;
  • автоматизация кадрового делопроизводства и многое другое.

Таким образом, привлечение профессиональных HR-консультантов вносит важный вклад в развитие компании в целом, обеспечивая системе управления персоналом независимый кадровый аудит и снижение рисков правового характера.

Формы организации труда. Формы организации труда на предприятии: примеры

Формы организации труда – это такие ее разновидности, которые решают вопросы, относящиеся к определенным направлениям упорядочения рабочей деятельности в различных сферах. Их определяют соответствующие систематизирующие признаки и критерии.

Основные моменты

Исходя из способа установки плановых задач и учета проделанной работы, формы организации труда делятся на:

  • Индивидуальные. Они предполагают персонифицированный подход при распределении производственных заданий, учете выполненной работы или начислении заработной платы (например, репетиторство, парикмахерские услуги).
  • Коллективные. Характеризуются групповым подходом при организации рабочего процесса (например, на фабриках, заводах).

Классификация форм

По различным признакам разделяют несколько типов групповых форм. Данная классификация зависит от способов разделения рабочего процесса. Коллективные формы организации труда бывают:

  • С полным разделением трудовой деятельности. Предполагается занятость, которая соответствует образовательно-квалификационному уровню сотрудников на своем рабочем месте (например, разные отделения в поликлинике, соответствующие специализации врачей).
  • С выборочной взаимозаменяемостью. Выполняемые работы совмещаются (например, в учебном заведении, в котором одни преподаватели заменяют других).
  • С полной взаимозаменяемостью. Возможен обмен рабочими местами согласно разработанной схеме или использование трудовой деятельности на всех рабочих местах в подразделении (например, магазин одежды, в котором продавцы отделов легко заменяют друг друга).
Читайте также:
Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

В зависимости от степени самостоятельности выделяют такие коллективные формы организации труда:

  • С полным самоуправлением. Определение подразделению производственных задач, решение остальных вопросов осуществляется коллективом подразделения.
  • С частичным самоуправлением. Некоторые функции централизованы, другие – делегированы коллективам подразделения.
  • Без самоуправления. Все функции управления подразделениями централизованы.

Способ формирования средств на осуществление производственной деятельности создает отдельную классификацию. Формы организации труда на предприятии в зависимости от размера коллектива:

  • индивидуальная трудовая деятельность (бытовое обслуживание населения, ремесло);
  • подрядный и арендный коллектив (сельское хозяйство);
  • кооператив (розничная торговля, система здравоохранения);
  • малые предприятия (легкая промышленность).

В зависимости от способа оплаты также различают несколько типов. Формы организации труда рабочих, исходя из метода выдачи заработной платы, делятся на несколько видов. К ним относятся:

  • индивидуальная оплата;
  • коллективная оплата на тарифной основе;
  • коллективная оплата на тарифной основе с применением коэффициентов, которые распределяют заработок (трудового участия, трудового вклада и другие);
  • бестарифная оплата труда;
  • комиссионная оплата труда.

Исходя из способа взаимодействия с руководством существуют формы организации труда, основанные на:

  • прямом подчинении руководству (промышленные предприятия);
  • договоре подряда (строительные компании);
  • контрактной основе (научно-производственные организации);
  • арендном договоре (международные организации).

Основные формы организации труда являются главной составляющей при работе с живой силой. Процесс совместной работы подразумевает несколько видов деятельности или операций, дополняющих друг друга. Таким образом, один или несколько работников выполняют определенный объем от общего количества плана. Труд человека ценится на каждом успешном и благополучном предприятии, поощряясь материально. Формы организации труда на предприятии – это детализация операций для лучшей производительности.

Разделение трудовой деятельности

Разделением труда называются процессы расчленения разных видов деятельности, специализации сотрудников. Отдельные лица отвечают за выполнение определенной работы или операций, дополняющих друг друга.

Научные исследователи выделяют общественное и техническое разделение труда. Оба этих типа являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

Разделение рассматривается в качестве специализации трудовой деятельности. Это приводит к тому, что формируется определенное количество видов.

Общественное разделение

Дифференциацией социальных функций, которые выполняет определенная группа людей, является данный тип. При общественном разделении трудовой деятельности выделяются различные сферы общества, которые подразделяются на мелкие отрасли. Этот тип является основой при формировании и развитии рыночных отношений.

Техническое разделение

Дифференциация видов трудовой деятельности, которая происходит между подотраслями и работниками организации, называется техническим разделением труда. Также происходит дробление рабочего процесса на несколько частичных операций или функций по специализации сотрудников в процессе экономической деятельности.

Существуют основные виды разделения труда на самом предприятии:

  • технологическое, которое подразумевает разделение производственного процесса на виды, фазы и циклы;
  • пооперационное – закрепляет за работниками отдельные операции в целях уменьшения производственных циклов;
  • функциональное – происходит между разными категориями сотрудников, которые входят в состав персонала;
  • профессиональное – затрагивает группы лиц, которые выполняют однотипный вид работ, владеют одинаковым инструментом или технологией производства;
  • квалификационное – характеризируется разной степенью уровня работ и заключается в разделении между сложной работой и простой, учитывая сложность изготовления продукции, а также функции по осуществлению трудового процесса; сюда относится и контролирование качества выпускаемой продукции.

Основные и вспомогательные рабочие

Основные работники принимают участие в изменениях форм и состояния предмета трудовой деятельности, они отвечают за выполнение технологических операций по производству основных товаров.

Вспомогательные работники призваны создавать условия для бесперебойного и эффективного труда основных рабочих.

Разделение труда – это процесс, который неразрывно связан с кооперированием. Это означает, что достижением рациональных пропорций предусматривается введение социальных, а также трудовых взаимоотношений между участниками рабочего процесса.

Кооперация труда

Кооперацией труда называется организационное производственное взаимодействие между отдельными лицами, коллективами, бригадами, участками, цехами, службами, которое происходит в процессе деятельности и направлено на достижение производственных целей. Обеспечение правильного использования рабочей силы обеспечивает эффективность кооперации.

Формами кооперации труда являются:

  • Образования, находящиеся внутри одного общества. В этом случае происходит обмен продуктами труда в некоторых отраслях экономической деятельности.
  • Находящиеся внутри того вида деятельности, которым предусмотрен обмен продукцией или коллективное участие целого ряда организаций в изготовлении определенного вида товаров.
  • Находящиеся внутри организации. В этом случае осуществляется обмен между цехами, отделами или отдельными исполнителями, исходя из конкретных условий (например, тип производства или особенности технологий).

Бригадная форма организации труда

Среди коллективных форм кооперации трудовой деятельности главное место достается производственным бригадам. Самой распространенной выступает бригадная, групповая или коллективная форма организации труда. Такой пример зачастую встречается на заводах и фабриках.

Бригадой называется организационно-технологическое объединение сотрудников предприятия, которые имеют одинаковые или различные профессии, основывающиеся на базе соответственного производства, оборудования, инструментов, сырья, материалов для выполнения задач по выпуску качественной продукции. Благодаря коллективной материальной (финансовой) заинтересованности и высокой ответственности, затрачивается небольшое количество материальных и трудовых ресурсов.

Работа бригад способствует наиболее полному использованию времени, также сокращает численность рабочих. Следовательно, снижается трудоемкость продукции, происходит более эффективная загрузка оборудования и уход за ним.

Бригадная форма организации труда делится на два основных вида:

  • Специализированная – создаются бригады из работников преимущественно одной профессии.
  • Комплексная – подразумевает привлечение работников разных профессий.
Читайте также:
Как управлять персоналом эффективно

Организация труда

Так называется система расстановки средств производства продукции и рабочей силы. Она является основой и фундаментом организации производства материальных благ. Любая сторона планирования деятельности, которая связана с привлечением живой силы, имеет отношение к организации труда.

На любом предприятии она должна быть грамотной и рациональной, в максимальной степени учитывать инновационные технологии, научные достижения, передовой опыт, эффективно и в полной мере использовать рабочую силу. Основная цель НОТ – использование всех ресурсов для достижения лучшего экономического результата во всех отраслях и на всех уровнях производства.

Принципы организации труда

Для того чтобы построить успешную корпорацию, необходимо грамотно использовать формы организации труда. Практика показывает, что необходимы такие составляющие:

  • стабильный кадровый состав;
  • денежное стимулирование по конечным результатам трудовой деятельности;
  • материальная ответственность за невыполнение плана, порчу оборудования и имущества;
  • выполнение полного комплекса работ, которые связаны с производством товаров трудовым коллективом.

Главными аспектами рациональной организации труда выступают:

  • нормирование рабочего времени;
  • высокооплачиваемый труд человека;
  • грамотная организация рабочего пространства;
  • совершенствование организации и обслуживания мест работы, а также улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
  • разделение по отраслям и кооперациям.

Существующая форма организации труда, виды которой были описаны в этой статье – это неотъемлемая часть больших предприятия и корпораций.

Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Инна Борисова
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

1 слайд.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

2 слайд.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

– поручения (отдельным детям, небольшим группам,

– дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

– коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

3 слайд.

1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Это первая форма организации трудовой деятельности.

Поручения могут быть:

· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

· по продолжительности; (кратко­временные, эпизодические, длительные);

· по трудности (простые, сложные).

4. слайд.

Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:

1 группа–поручения, связанные с выполнением одного способа действия:

подать, принести, отнести, помоги другу. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,

несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего

содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т. д.

3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают

не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т. д.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада:

– В младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

– В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

– В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

– В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

5. Слайд.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Читайте также:
Основные этапы управления персоналом и их содержание

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других.

6 слайд.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво

Совместный труд предполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Трудовая деятельность дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).

Так, начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей.

Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

Читайте также:
Показатели HR эффективности – что это такое?

Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей, основной формой являются различные поручения. Дети выполняют не только отдельные трудовые действия (вытираю кубик), но учатся выполнять целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики, выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место).

В природе дети участвуют в посильном труде по уходу за живыми обитателями, ответственно относятся к трудовым поручениям на дачном участке.

Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки изготовления поделок из бумаги и природного материала.

У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно (понимал необходимость пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь младшим и старшим членам семьи.

Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.

Уважаемые педагоги, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

поручения (отдельным детям, небольшим группам),

дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.

Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:

· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

· по продолжительности; (кратко­временные, эпизодические, длительные);

· по содержанию соответствовать видам труда;

· по трудности (простые, сложные).

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.

Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:

1 группапоручения, связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д.

3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручения в младшей группе используются для

– обучения трудовым навыкам, умениям;

– формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

– удовлетворения потребности в общении со взрослыми;

– подготовки к другим формам труда;

– воспитывают желание трудиться.

Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что-то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. («Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась» и т.д.).

Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Читайте также:
Управление конфликтами и стрессами – важная часть работы менеджера по персоналу

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старших группахпоручения более сложны по:

• по степени ответственности за результат.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

В процессе труда воспитательница разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать работу. Правила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

Выполнение других правил способствует организации поведения детей во время работы. Например: «Нельзя отвлекаться, когда трудишься»; «Работу надо выполнять аккуратно»; «Насорил, налил – убери за собой». Правила не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило поможет ему справиться с поручением взрослого. Дети пяти лет нуждаются в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто поглядывает на воспитательницу, ждет оценки, поощрения. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу же оставил игру, как только я попросила его помочь мне, – говорит воспитательница, – поэтому мы так быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых трудовых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешить полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей старшего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.

Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение. Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь няне, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель «дежурит» с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение (начиная с 3х лет, дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол). Затем задание усложняется

– один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы,

– другой раскладывает ложки; и т.д.

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.

Читайте также:
Цели и задачи системы HR на предприятии

Дежурство по подготовке к занятиямтребует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:

Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.

Дежурство в уголке живой природы должно быть организованно так, что бы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты (покормить рыбок, полить цветы, убрать клетку попугая и т.д.). Желательно, что бы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с животными, с рыбками и с растениями». Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других

Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влечен к работе.

2. Общий, совместный, коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда детей.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.

Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех (уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику – всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем).

Общий трудпредполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2м детям – каждый выполняет его отдельно.

Совместный трудпредполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Цель, как и в общем труде – единая. При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной к школе, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели.

Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос­принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер­диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро­вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Орга­низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор­мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав­ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично­сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Читайте также:
Функционально-целевая модель системы управления кадрами

Современный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнять работу, привычку к сотрудничеству.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающие хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2—3 до 6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

Организация и руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста

Организация и руководство трудовой деятельностью детей

дошкольного возраста

В учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Ребенок и общество» определены задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В процессе организации трудовой деятельности необходимо формировать у детей умение ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, расчистить дорожку от снега и т. д. Воспитатель только направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. В трудовой деятельности детей большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Перед воспитателем стоит задача – в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату, особенно в средней и старших группах. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы).

Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности.

Виды труда дошкольника:

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое и сделать из требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Методические приёмы формирования умений самообслуживания:

– показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности; сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий; подробное словесное объяснение; общее напоминание; проверка выполнения работы.

Хозяйственно – бытовой труд. Участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается со второго года жизни. Имеет большое значение для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно, нравственные качества: трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.

Труд детей в природе. Труд детей в природе имеет большое значение для физического, умственного и сенсорного развития детей. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарём, усваивают приёмы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Ручной труд.

Формы организации труда.

Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо из своих сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств.

Читайте также:
Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.

Коллективный труд.

Способы объединения детей в труде.

Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 – 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы. Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили её последовательность, оценивает старание детей, их стремление довести дело до конца.

Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.

Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы

В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.

Условия организации коллективного труда:

– объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);

– определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

1 этапраспределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание)

Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:

разъясняет детям пользу труда;

перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;

выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.

В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)

В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:

учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям, если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

2 этапвыполнение детьми разных заданий

При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:

обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;

формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;

представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;

даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;

помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;

использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия на детей;

оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:

– объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;

– сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;

– разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.

координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.

3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности

Воспитатель при обсуждении:

на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;

особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;

привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше.

Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО,2012 г.

Нечаева В.Г., Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: