Как используются административные методы управления персоналом

Цели и задачи управления персоналом организации

В прогрессивных организациях уже давно не задаются вопросом, нужно ли управлять персоналом. Нужно. Более того, чтобы все работало максимально эффективно, следует понимать и признавать, что основная цель управления персоналом заключается не в том, чтобы заставить сотрудников хорошо работать и получать максимальную прибыль. Такое отношение давно осталось в советской эпохе.

Современная теория и практика доказывают, что цели управления персоналом:

  • укомплектовать штат сотрудников ценными кадрами (соотношение опытных и молодых специалистов должно составлять 50/50);
  • создать кадровый резерв, способный моментально закрыть любую вакансию, не допуская простоя в работе, независимо от любых форс-мажоров;
  • удовлетворить материальные и социальные потребности сотрудников – только так они будут действительно эффективно работать.

Почему управление людьми считается самым сложным процессом? Потому что люди, в отличие от материальных активов:

  • самостоятельно принимают решения с учетом своих интересов;
  • способны оценивать требования, которые вы к ним предъявляете;
  • могут быть весьма чувствительны к управленческим методам, с помощью которых вы пытаетесь на них воздействовать.

Учитывая все это, нужно не только ориентироваться на профессиональные навыки и умения сотрудника, но и признать значимость его личности, а также понимать, чем можно мотивировать специалиста.

  1. Задачи управления персоналом
  2. Основные функции
  3. Методы управления кадрами

Задачи управления персоналом

Управлять людьми, значит решать многие цели и задачи управления персоналом, а именно:

  1. Выработать общую стратегию.
  2. Определить, сколько предприятию нужно квалифицированных сотрудников. Обязательно учитывается существующий кадровый состав.
  3. Составить штатное расписание, разработать должностные инструкции для каждого из сотрудников.
  4. Подобрать персонал и сформировать трудовой коллектив.
  5. Создать кадровый резерв из сотрудников на руководящие должности.
  6. Предпринять меры, которые снизят риски потери ценных кадров.
  7. Построить и организовать работу с учетом специфики различных рабочих мест, их функциональных и технологических связей друг с другом.
  8. Управлять всеми расходами на персонал.
  9. Проводить анализ, насколько качественно выполняют сотрудники свои обязанности.
  10. Реализовать программы профессиональной подготовки, повышать квалификацию сотрудников.
  11. Разрабатывать критерии и методы оценки персонала для их будущей аттестации.
  12. Управлять продвижением персонала по карьерной лестнице.
  13. Мотивировать сотрудников на эффективную работу.

Справиться со всеми этими задачами один человек не в силах. Именно поэтому в зарубежных странах отдел HR в финансово устойчивых организациях по численности специалистов составляет 1–1,2 % от общего числа сотрудников в компании.

Основные функции

Какие фактические действия нужно выполнять для эффективного управления персоналом? Условно их можно разделить на три большие группы:

  1. Поиск и адаптация персонала.
  2. Оперативная работа с персоналом.
  3. Стратегическая работа с персоналом.

Сначала нужно найти людей, которые хотели бы работать на конкретном предприятии, отобрать из претендентов подходящих специалистов, обучить новых сотрудников и ввести их в коллектив, помочь занять в нем свое место. В процессе работы персонал нужно обучать, развивать, оценивать и мотивировать. А еще – формировать кадровый резерв, следить за тем, чтобы каждый специалист был удовлетворен. Всем этим и занимается отдел HR.

Методы управления кадрами

Управлять людьми – не значит командовать ими. В зависимости от специфики предприятия и корпоративной культуры применяют разные способы воздействия на персонал.

Экономические методы. Материальная стимуляция – один из эффективных способов достигать высоких показателей в работе. Как это работает на практике? Чтобы сотрудники эффективнее работали и были заинтересованы в увеличении прибыли, следует:

  • повышать им заработную плату, давать премии за качественную работу;
  • выплачивать процент от общей прибыли;
  • обеспечивать сотрудников медицинской страховкой;
  • оплачивать проезд в общественном транспорте;
  • предоставлять комплексные обеды в рабочие дни.

Не стоит забывать и о системе наказаний за плохую работу. Система штрафов, вычетов из заработной платы, лишение привилегий – это тот еще стимул качественно выполнять свои функциональные обязанности.

Некоторые предприятия делают одну и ту же ошибку: вводят систему наказаний, полностью игнорируя поощрения. Так этот метод не работает. Сотрудники должны не пребывать в страхе, а понимать, что делать работу хорошо – выгодно в первую очередь для них самих.

Пример плохой материальной стимуляции. В крупном магазине бытовой техники ввели жесткую систему наказаний:

  • минута опоздания – штраф;
  • невыполнение плана продаж – лишение бонусов;
  • кража товара – вычет из заработной платы.

Ожидалось, что менеджеры станут лучше работать, больше продавать. Вместо этого – полное отсутствие корпоративного духа, высокая текучка кадров.

Пример хорошей материальной стимуляции. Крупная аутсорсинговая компания при приеме сотрудников на работу информирует их о системе материального поощрения и наказания:

  • выплата процента от личных продаж;
  • соблюдение плана продаж – дополнительная премия всему отделу;
  • лучшие результаты показателей качества в течение полугода – возможность карьерного роста;
  • отсутствие нарушений и замечаний в течение трех месяцев – дополнительные бонусы к заработной плате;
  • нарушение дисциплины, несоблюдение корпоративных правил – лишение бонусов и премий;
  • грубые ошибки, систематические нарушения – увольнение.

Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, а старания всех будут замечены и оценены. Тогда цель менеджмента персонала будет достигнута.

Административные методы. Их еще называют «организационно-распорядительные». Суть методов заключается в использовании работодателем власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности персонала. Здесь подразумеваются различные приказы, указания и распоряжения, которые указывают сотрудникам, как нужно себя вести, что можно делать, а что нельзя.

У сотрудника должно выработаться определенное чувство долга, он должен понимать:

  • чего от него хотят;
  • что будет, если игнорировать свои функциональные обязанности;
  • почему нужно соблюдать трудовую дисциплину.

В идеале, у человека должно выработаться стремление работать в организации, соблюдать трудовую дисциплину. Важно: у административных методов всегда прямой характер воздействия – что написано в приказе (распоряжении, указании), то обязательно к выполнению.

Читайте также:
Управление сотрудниками: современные подходы, концепции, методы и  схемы

Социально-психологические методы. Так как сотрудники – это живые люди, им свойственно дружить друг с другом и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждой отдельной личности и коллектива в целом, риск конфликтов сводится к минимуму.

Но это не единственная цель метода управления персоналом. Не менее важно, что таким образом можно:

  • выявлять неформальных лидеров;
  • определить, какое место в компании и в коллективе занимает каждый из сотрудников;
  • управлять карьерой подчиненных;
  • формировать корпоративную культуру;
  • решать любые производственные конфликты.

Используя сервис JCat.Работа, вы легко разработаете и внедрите систему управления кадровыми ресурсами, ориентируясь на основные методы, задачи и функции управления персоналом.

Управление человеческими ресурсами

Методы управления персоналом

Управление человеческими ресурсами как специфическая деятельность осущест­вляется с помощью различных методов (способов) воздействия на со­трудников. В литературе имеются различные классификации таких ме­тодов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выде­ляют: методы стимулирования, связанные с удовлетворением опреде­ленных потребностей сотрудника; методы информирования, предпола­гающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоя­тельно строить свое организационное поведение; методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека; методы (административного) при­нуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

Можно выделить следующий набор методов управления персоналом:

Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы норми­рования, организации, планирования, регулирования, стимулирования, анализа, учета. Методы управления персоналом по признаку принадлеж­ности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. Выделя­ют методы: найма, отбора и приема персонала, деловой оценки, проф­ориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой дея­тельности, организации системы обучения, управления конфликтами и стрессами, управление безопасностью, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, высвобождение персонала.

Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно. Все методы управления персоналом взаимо­связаны и используются в комплексе.

1. Административные методы управления

Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.

Особенность административных методов:

– прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;

– соответствие административных методов нормам органов управления.

Способы административного воздействия.

1. Материальная ответственность и взыскания.

Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

2. Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных)обязанностей;

– противоправные действия или бездействие работника;

– нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

3. Административная ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений.

Разновидности административного взыскания:

– конфискация или возмездное изъятие предметов.

Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

Работа с атомной энергией требует от сотрудников и руководителей различных структур особой ответственности и внимательности. Огромную пользу здесь может оказать грамотно выполненная организация работы с персоналом на атомных станциях: с ее помощью можно будет избежать огромного количества серьезных проблем.

Цели и задачи работы

Такая работа преимущественно направлена на формирование и поддержание высокой квалификации персонала, эксплуатирующего атомную станцию. При проведении работы с персоналом необходимо:

  • обеспечить его всеми необходимыми ресурсами,
  • сформировать управленческую структуру,
  • разработать методику контроля и управления качеством, основанную на нормативных, законодательных и методологических документах.

В первую очередь работодатель обязан обеспечить соответствие квалификации всех сотрудников предприятия существующим законодательным требованиям. Далее работникам понадобится сформировать все необходимые знания и навыки для работы с атомным оборудованием, в противном случае, они не получат соответствующее разрешение. Эти навыки придется сохранять и развивать. Работодатель же обязан систематически контролировать уровень навыков и знаний своих сотрудников, демонстрируемый в процессе работы.

Виды работы с персоналом в сфере атомной энергетики

Существует несколько основных видов трудовой деятельности, связанных с персоналом атомных станций:

  • подбор необходимых сотрудников и прием их в штат,
  • подготовка к занимаемой должности,
  • поддержка квалификации сотрудника и ее дальнейшее развитие.
Читайте также:
Разработка стратегии для управления персоналом на пищевом предприятии

Формы проведения работы:

  • стажерская практика,
  • прохождение инструктажей,
  • тестирование,
  • самостоятельная работа (под контролем наставника),
  • проведение тренировок персонала на случай ЧС,
  • производственная деятельность,
  • контроль над переаттестацией работников,
  • слежение за состоянием рабочих мест,
  • активная деятельность с резервом.

Ко всем работам с оборудованием атомной станции допускаются только те сотрудники, которые уже прошли проверку знаний и подготовку к занятию своей должности.

Организация работы с персоналом на атомных станциях: обязанности руководства

Проведение подобной работы включает в себя отбор подходящего персонала, его дальнейшую подготовку, присвоение квалификации и ее дальнейшее поддержание. Таким образом разграничиваются все функции между сотрудниками атомной станции и ее непосредственным эксплуататором.

Руководитель станции и директор компании-эксплуататора своими действиями обязаны обеспечить проведение трудовой деятельности с персоналом предприятия, придерживаясь существующего законодательства РФ. Все обязанности ведущих руководителей организации указываются в их инструкциях, которые находятся в открытом доступе.

  • Главный инженер обязан выполнять подготовку персонала и следить за его дальнейшим развитием.
  • Заместителю директора необходимо заниматься реализацией мероприятий, направленных на отбор потенциального персонала. Также необходимо периодически проводить переаттестацию руководства и всех сотрудников, а также осуществлять контроль над деятельностью резерва.
  • В штате должен присутствовать заместитель главного инженера, который будет заниматься только лишь подготовкой нового персонала. Именно ему необходимо подбирать людей, комплектовать команды, проводить собеседования, а также следить за тем, чтобы работники-старожилы не «засиживались» долго на одном и том же месте.
  • Замдиректора и замглавного инженера также отвечают за переподготовку и дальнейший карьерный рост сотрудников своего предприятия.
  • Главному инспектору понадобится сделать обучение новых сотрудников более приятным и удобным, используя для этого различные виды трудовой деятельности.

Как правильно работать с персоналом атомной станции?

Все сотрудники, занимающие руководящие должности на атомной станции, обязаны реализовывать различные виды трудовой деятельности со своими подчиненными. На каждой атомной станции должен быть свой учебно-методический совет, который должен помочь своим сотрудникам улучшать квалификацию. В качестве руководителя совета обычно выступает главный инженер предприятия, он же определяет функционал внутренней структуры, ее цели и план дальнейшей деятельности.

Весь персонал атомной станции, который осуществляет работу на различном оборудовании, находящемся под контролем у государственных структур, обязан проходить спецподготовку. В его обязанности также входит прохождение тестирования и поддержка квалификации с учетом всех нормативных актов, установленных законодательством.

При обучении персонала должен быть использован системный подход, позволяющий усваивать большое количество информации за небольшой промежуток времени. Организация работы с персоналом на атомных станциях подразумевает под собой проведение целого ряда работ:

  • комплексных проверок качества эксплуатации оборудования,
  • исследование организации повышения квалификации персонала,
  • посещение рабочих мест сотрудников высшим руководящим составом,
  • выполнение производственной работы различного характера,
  • осуществление переаттестации.

Все формы работы с персоналом атомной станции должны быть выполнены в пределах выделенного фонда времени, при этом должны быть соблюдены все предъявляемые к мероприятиям требования.

Планирование работы с персоналом

На каждой атомной станции должен быть разработан график проведения тех или иных работ с персоналом. Данный документ должен быть подписан руководителем станции за 30 дней до начала нового календарного года. В годовой план должно входить несколько обязательных к выполнению разделов. К их числу относятся:

  • выполнение работы с резервом,
  • кадровый отбор на станцию,
  • поддержка молодых специалистов,
  • разработка учебных программ и их использование при повышении квалификации персонала,
  • обеспечение учебно-материальной базой.

Сюда же относится периодическое обучение персонала, создание кабинета по охране труда, библиотеки технического плана. Руководителям необходимо выбрать форму работы со своими сотрудниками, которой они будут в дальнейшем придерживаться. Периодически руководящий состав должен проводить производственные совещания, где будут решаться наиболее важные для станции вопросы. Также необходимо проводить дни охраны труда и безопасности.

Руководители обязаны посещать рабочие места своих сотрудников, проверять их знания, а также проводить учебные противопожарные и противоаварийные тренировки. Они обязаны наравне со всеми проходить аттестацию, способную выявить, соответствует ли человек той должности, которую он занимает на данный момент. Обязательным условием является организация медицинских осмотров и инспекционных проверок.

Существующий план обязан содержать в себе информацию о сроках проведения всех запланированных мероприятий, а также о том, кто несет ответственность за то или иное мероприятие. Основываясь на годовом графике работы всей станции, руководители подразделений составляют планы работы с персоналом своей структуры, в которых те или иные разделы получают конкретизацию. Здесь же учитывается количество мероприятий, проведенных при подготовке специалиста к занимаемой им должности.

Подбор персонала и подготовка

Организацию работ с персоналом начинают с непосредственного отбора. Ко всем специалистам, работающим на атомной станции, предъявляются определенные законодательством требования, согласно которым сотрудник должен полностью соответствовать занимаемой должности.

Руководитель атомной станции обязан организовать проведение различных медосмотров для своих сотрудников. Особенно это важно в том случае, если сотрудники достаточно часто работают с вредными или опасными веществами, а также в неблагоприятных условиях. Существует определенный перечень медицинских противопоказаний, при которых сотрудник не имеет права работать на атомной станции, – он был утвержден Правительством РФ в 1997 году. Специалист отдела кадров, занимающийся подбором персонала, обязан контролировать физиологическое состояние всех соискателей должностей внутри предприятия.

После первичного приема на работу новоиспеченные сотрудники допускаются к подготовительному этапу, по окончанию которого они займут желаемую должность. Кроме того, на отсутствие допуска к обучению может повлиять физиологическое и психологическое состояние сотрудника.

Читайте также:
Специфика и функции управленческого труда

Если новый работник атомной станции не обладает необходимым уровнем квалификации, руководство атомной станции имеет право организовать процесс обучения сотрудника, опираясь на существующее законодательство РФ. Все новые сотрудники обязаны в первые 30 дней своей трудовой деятельности пройти инструктажи по технике безопасности и специфичности производства, где им придется работать.

Обучение

Обучение персонала атомных станций должно осуществляться согласно существующим программам, одобренным законодательством и вышестоящими надзорными органами. Как правило, подобная подготовка включает в себя сразу несколько этапов:

  • теоретическое информирование>
  • практические занятия с отработкой теоретического материала>
  • стажерская практика>
  • тестирование>
  • получение дополнительных разрешений>
  • получение допуска к трудовой деятельности.

Согласно результатам аттестации, для сотрудника определяется перечень работ, которые ему разрешено выполнять в рамках своей профессиональной компетенции. К некоторым работам предъявляются очень высокие требования, связанные с безопасностью труда, это должно быть учтено руководством при анализе полученных результатов.

Сотрудники станции, вынужденные работать с опасными веществами или в экстремальных условиях, перед началом самостоятельной деятельности обязаны пройти тренинг по безопасным приемам и методикам выполнения необходимого пласта работ. Подобное обучение может проводиться по индивидуальной или групповой методике – вид определяется руководством.

Программы, предусматривающие проведение подготовки нового сотрудника на должность, должны быть разработаны согласно имеющимся требованиям. В них должна быть указана следующая информация:

  • цель курса и его продолжительность,
  • требования к учащимся сотрудникам,
  • реестр документов, использованных при разработке данного курса,
  • план ведения занятий,
  • тематические планы.

Также в список входит лист используемых для обучения техсредств, порядок проведения тестирований и прочих видов проверки знаний, порядок получения разрешения на самостоятельную работу и оценка за обучение.

Как поддержать существующую квалификацию?

Организация работы с персоналом на атомных станциях далеко не всегда подразумевает развитие для нового сотрудника. Некоторые из работников могут годами занимать одну и ту же должность, просто поддерживая собственную квалификацию. Это необходимо для того, что практические навыки и профессиональные знания специалиста не устаревали и он мог на протяжении многих лет выполнять свою работу.

Чтобы поддержать квалификацию, работнику необходимо обратиться в учебный совет атомной станции, специальные подразделения предприятия, а также в образовательные учреждения. Каждый сотрудник обязан ежегодно подтверждать собственную квалификацию.

В состав фразы «поддержание квалификации» может входить прохождение образовательных курсов в рабочее время с целью сохранения и приумножения навыков и умений, необходимых для реализации производственных задач. Подобное обучение осуществляется обычно в техникумах, лицеях и прочих учреждениях дополнительного и последипломного образования.

Также квалификацию можно поддерживать с помощью учебного совета атомной станции, проходя инструктажи, участвуя в противопожарных и аварийных тренировках. Коллектив атомной станции имеет право обучаться на тренажерах, в частности, это касается тех сотрудников, которые имеют дело с пуском и остановкой энергоблоков. Стажировка, переаттестация и самостоятельное изучение – еще три варианта поддержания собственной квалификации.

Инструктаж как средство обучения

Каждый сотрудник предприятия обязан пройти целый ряд инструктажей – только тогда организация работы с персоналом на атомных станциях действительно будет качественной и не вызывающей никаких сомнений. Порядок прохождения данных мероприятий устанавливается лично директором атомной станции.

Существует несколько видов инструктажей, которые работнику придется проходить для дальнейшего развития в рамках атомной станции.

Вводный инструктаж

Его обязаны пройти все сотрудники при приеме на работу, обычно его проводит инженер по защите охране труда или иной специалист, отвечающий за это по штатному расписанию.

Первичный инструктаж

Осуществляется после прохождения сотрудником всех необходимых обучающих курсов и непосредственно перехода к основной деятельности. Инструктаж осуществляется на рабочем месте, выполняется он согласно тематическим планам, разрабатываемым специалистами атомной станции.

Повторный инструктаж

Приходится проходить также всем сотрудникам атомной станции. Обычно его проходят при переходе на новую должность. В некоторых случаях он предоставляется работникам, которые занимаются обслуживанием только одного типа оборудования. Все остальные сотрудники предприятия проходят данный инструктаж приблизительно 3-4 раза в год.

Внеплановый инструктаж

Необходим, если сотрудник срочно должен начать выполнять обязанности по совершенно новому алгоритму, технологическому процессу, нормам и инструкциям. Кроме того, такой инструктаж может быть проведен, если работник нарушил существующие нормы и инструкции, в результате чего могла быть нанесена травма или увечья сотрудникам атомной станции.

Целевой инструктаж

Должен быть проведен перед выполнением опасных работ (тушение пожаров, устранение утечки радиации и прочих аварий, ликвидация катастроф), а также мероприятий, для которых необходимо распоряжение или допуск вышестоящего руководства. Также целевой инструктаж проводится для тех сотрудников, которые проводят экскурсии по атомной станции.

Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

от 15 февраля 2006 года N 60

____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 октября 2015 года на основании
приказа Госкорпорации “Росатом” от 31 августа 2015 года N 1/17-НПА
____________________________________________________________________

В целях приведения работы с персоналом на атомных станциях Российской Федерации в соответствие с федеральными законами от 17.07.99 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702; 2002, N 21, ст.1916; 2003, N 2, ст.167; 2005, N 19, ст.1752) и от 21.11.95 N 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607)

2. Управлению правового обеспечения (О.В.Черникова) представить документ “Организация работы с персоналом на атомных станциях” на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Агентства И.М.Каменских.

Читайте также:
Что включает в себя управление персоналом и работниками организации

в Министерстве юстиции

14 марта 2006 года,

регистрационный N 7582

Приложение
к приказу Росатома
от 15 февраля 2006 года N 60

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
с персоналом на атомных станциях

I. Общие положения

1. Документ “Организация работы с персоналом на атомных станциях” (далее – документ) разработан в соответствии с федеральными законами от 17.07.99 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702; 2002, N 21, ст.1916; 2003, N 2, ст.167; 2005, N 19, ст.1752, N 52, ст.5602) и от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607) и устанавливает формы работы и требования к организации работы с персоналом атомных станций (далее – персонал АС), направленные на обеспечение качества профессиональной деятельности и контроля готовности работников к выполнению возложенных на них должностных обязанностей.

2. Настоящий документ распространяется на персонал организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих работы и предоставляющих услуги АС по проектированию, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, наладке и испытаниям энергетического оборудования.

3. Организация работы с персоналом АС основывается на:

– принципах государственной политики признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья людей по отношению к результатам производственной деятельности;

– правовой основе и принципах регулирования трудовых отношений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– принципах обеспечения качества эксплуатационной деятельности, в том числе деятельности в области квалификации персонала, принципах культуры безопасности.

4. В настоящем документе под работой с персоналом АС понимается деятельность, направленная на достижение и поддержание необходимой квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию АС. Деятельность по работе с персоналом АС должна быть обеспечена соответствующими ресурсами, организационной структурой управления и системой управления качества, необходимой законодательной, нормативной правовой и методологической базой.

5. Работа с персоналом АС является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность эксплуатации АС.

6. Работа с персоналом АС осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должна быть направлена на решение следующих основных задач:

– обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;

– формирование необходимых знаний и навыков перед допуском работника АС к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;

– сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;

– совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;

– постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности.

7. В работе с персоналом АС должны учитываться особенности рабочего места, сложность и значение обслуживаемого оборудования, квалификация и должностные обязанности работника.

8. Настоящим документом устанавливаются требования к следующим основным видам деятельности по работе с персоналом АС:

– подбор персонала и оформление приема на работу;

– подготовка на должность;

– профессиональная подготовка и повышение квалификации.

9. Основными формами работы с персоналом АС, обеспечивающими реализацию видов деятельности, определяемых пунктом 8 настоящего документа, являются:

– допуск к самостоятельной работе;

– противоаварийные, противопожарные тренировки и тренировки персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях;

– обходы рабочих мест;

– производственная работа с персоналом АС;

– аттестация руководителей и специалистов на соответствие занимаемой должности в случаях, предусмотренных нормативными актами;

– работа с резервом.

10. К работам по проектированию, эксплуатации, в том числе ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав АС, а также к контролю за их состоянием, допускаются лица, прошедшие подготовку на должность и проверку знаний в установленном порядке.

II. Организация работы с персоналом АС

11. Организация работы с персоналом АС включает подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала АС, устанавливает разграничение функций между эксплуатирующей организацией и АС в области работы с персоналом АС.

12. Руководитель эксплуатирующей организации и директор АС обеспечивают работу с персоналом АС в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом настоящего документа.

13. Обязанности главного инженера АС, главного инспектора АС, заместителей директора и главного инженера АС (далее – руководящий персонал АС) определяются их должностными инструкциями, при этом:

– главный инженер АС организует подготовку и поддержание квалификации персонала АС;

– заместитель директора АС по управлению персоналом организует реализацию мероприятий по подбору, комплектованию, работе с резервом и аттестации руководителей и специалистов АС;

– заместитель главного инженера АС по подготовке персонала – начальник учебно-тренировочного подразделения АС (далее – УТП АС) реализует проведение подготовки на должность, поддержание и повышение квалификации персонала АС;

– заместители директора и главного инженера АС организуют работу по обеспечению подготовки и поддержания квалификации персонала АС подчиненных подразделений;

– главный инспектор АС обеспечивает организацию реализации видов деятельности и форм работы с подчиненным персоналом АС.

14. Руководители подразделений АС обеспечивают реализацию видов деятельности и форм работы с подчиненным персоналом АС.

15. Работники АС должны проходить подготовку, поддержание квалификации и выполнять иные требования, необходимые для обеспечения квалификации, с учетом выполнения работ с повышенным уровнем сложности и ответственности в порядке, установленном эксплуатирующей организацией в соответствии с настоящим документом.

16. Для координации деятельности по подготовке, поддержанию и повышению квалификации персонала на АС создается Учебно-методический совет (совет по профессиональному обучению) под председательством главного инженера АС. Цели, функции и порядок работы Учебно-методического совета определяются положением об этом совете, утверждаемым директором АС.

Читайте также:
Организация управления персоналом: что нужно учитывать руководителю?

17. Подготовка на должность и поддержание квалификации персонала АС проводятся по программам, разработанным в порядке, установленном эксплуатирующей организацией.

18. Персонал АС, обслуживающий или выполняющий работы на оборудовании, подконтрольном органам государственного надзора, проходит подготовку, проверку знаний и поддержание квалификации в соответствии с требованиями нормативных документов этих органов.

19. Обучение персонала АС действиям в чрезвычайных ситуациях при его подготовке и поддержании квалификации производится в соответствии с установленными требованиями.

20. В объем программ подготовки и поддержания квалификации персонала АС, совмещающего (замещающего) в случае производственной необходимости другие должности, должно быть включено обучение по совмещаемой (замещаемой) должности.

21. Методологической основой организации подготовки на должность и поддержания квалификации персонала АС является системный подход к обучению.

22. Обеспечение качества деятельности по подбору, подготовке и поддержанию квалификации персонала АС осуществляется в соответствии с внутренними нормативными актами. В целях повышения качества работы с персоналом АС проводятся:

– комплексные, целевые и внутренние проверки состояния эксплуатации и работы с персоналом АС;

– оценка организации и проведения подготовки и поддержания квалификации персонала АС;

– обходы рабочих мест руководителями АС и руководителями подразделений;

– организация производственных форм работы с персоналом АС;

– аттестация УТП АС, проводимая в соответствии с нормативными актами эксплуатирующей организации.

23. В составе АС действует УТП АС, цели, задачи и функции которого устанавливаются нормативным актом эксплуатирующей организации.

24. Все виды и формы работы с персоналом АС должны проводиться в пределах годового фонда рабочего времени и с учетом требований, установленных настоящим документом.

III. Планирование деятельности по работе с персоналом АС

25. На каждой АС разрабатывается в установленном порядке Годовой план-график работы с персоналом АС, который утверждается директором АС за месяц до начала планируемого года.

26. В Годовой план-график работы с персоналом АС целесообразно включать следующие обязательные разделы, оформленные в виде планов, графиков:

– подбор и комплектование персоналом;

– работа с резервом;

– работа с молодыми специалистами;

– подготовка, поддержание и повышение квалификации персонала;

– оснащение учебно-материальной базы, в том числе УТП АС;

– работа методического совета по профессиональному обучению персонала;

– организация работы кабинета по охране труда;

– организация работы технической библиотеки;

– производственные формы работы с персоналом:

– производственные совещания, проводимые с участием руководящего персонала АС;

Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

Работа с атомной энергией требует от сотрудников и руководителей различных структур особой ответственности и внимательности. Огромную пользу здесь может оказать грамотно выполненная организация работы с персоналом на атомных станциях: с ее помощью можно будет избежать огромного количества серьезных проблем.

Цели и задачи работы

Такая работа преимущественно направлена на формирование и поддержание высокой квалификации персонала, эксплуатирующего атомную станцию. При проведении работы с персоналом необходимо:

  • обеспечить его всеми необходимыми ресурсами,
  • сформировать управленческую структуру,
  • разработать методику контроля и управления качеством, основанную на нормативных, законодательных и методологических документах.

В первую очередь работодатель обязан обеспечить соответствие квалификации всех сотрудников предприятия существующим законодательным требованиям. Далее работникам понадобится сформировать все необходимые знания и навыки для работы с атомным оборудованием, в противном случае, они не получат соответствующее разрешение. Эти навыки придется сохранять и развивать. Работодатель же обязан систематически контролировать уровень навыков и знаний своих сотрудников, демонстрируемый в процессе работы.

Виды работы с персоналом в сфере атомной энергетики

Существует несколько основных видов трудовой деятельности, связанных с персоналом атомных станций:

  • подбор необходимых сотрудников и прием их в штат,
  • подготовка к занимаемой должности,
  • поддержка квалификации сотрудника и ее дальнейшее развитие.

Формы проведения работы:

  • стажерская практика,
  • прохождение инструктажей,
  • тестирование,
  • самостоятельная работа (под контролем наставника),
  • проведение тренировок персонала на случай ЧС,
  • производственная деятельность,
  • контроль над переаттестацией работников,
  • слежение за состоянием рабочих мест,
  • активная деятельность с резервом.

Ко всем работам с оборудованием атомной станции допускаются только те сотрудники, которые уже прошли проверку знаний и подготовку к занятию своей должности.

Организация работы с персоналом на атомных станциях: обязанности руководства

Проведение подобной работы включает в себя отбор подходящего персонала, его дальнейшую подготовку, присвоение квалификации и ее дальнейшее поддержание. Таким образом разграничиваются все функции между сотрудниками атомной станции и ее непосредственным эксплуататором.

Руководитель станции и директор компании-эксплуататора своими действиями обязаны обеспечить проведение трудовой деятельности с персоналом предприятия, придерживаясь существующего законодательства РФ. Все обязанности ведущих руководителей организации указываются в их инструкциях, которые находятся в открытом доступе.

  • Главный инженер обязан выполнять подготовку персонала и следить за его дальнейшим развитием.
  • Заместителю директора необходимо заниматься реализацией мероприятий, направленных на отбор потенциального персонала. Также необходимо периодически проводить переаттестацию руководства и всех сотрудников, а также осуществлять контроль над деятельностью резерва.
  • В штате должен присутствовать заместитель главного инженера, который будет заниматься только лишь подготовкой нового персонала. Именно ему необходимо подбирать людей, комплектовать команды, проводить собеседования, а также следить за тем, чтобы работники-старожилы не «засиживались» долго на одном и том же месте.
  • Замдиректора и замглавного инженера также отвечают за переподготовку и дальнейший карьерный рост сотрудников своего предприятия.
  • Главному инспектору понадобится сделать обучение новых сотрудников более приятным и удобным, используя для этого различные виды трудовой деятельности.

Как правильно работать с персоналом атомной станции?

Все сотрудники, занимающие руководящие должности на атомной станции, обязаны реализовывать различные виды трудовой деятельности со своими подчиненными. На каждой атомной станции должен быть свой учебно-методический совет, который должен помочь своим сотрудникам улучшать квалификацию. В качестве руководителя совета обычно выступает главный инженер предприятия, он же определяет функционал внутренней структуры, ее цели и план дальнейшей деятельности.

Читайте также:
Что собой представляют принципы управления Тейлора

Весь персонал атомной станции, который осуществляет работу на различном оборудовании, находящемся под контролем у государственных структур, обязан проходить спецподготовку. В его обязанности также входит прохождение тестирования и поддержка квалификации с учетом всех нормативных актов, установленных законодательством.

При обучении персонала должен быть использован системный подход, позволяющий усваивать большое количество информации за небольшой промежуток времени. Организация работы с персоналом на атомных станциях подразумевает под собой проведение целого ряда работ:

  • комплексных проверок качества эксплуатации оборудования,
  • исследование организации повышения квалификации персонала,
  • посещение рабочих мест сотрудников высшим руководящим составом,
  • выполнение производственной работы различного характера,
  • осуществление переаттестации.

Все формы работы с персоналом атомной станции должны быть выполнены в пределах выделенного фонда времени, при этом должны быть соблюдены все предъявляемые к мероприятиям требования.

Планирование работы с персоналом

На каждой атомной станции должен быть разработан график проведения тех или иных работ с персоналом. Данный документ должен быть подписан руководителем станции за 30 дней до начала нового календарного года. В годовой план должно входить несколько обязательных к выполнению разделов. К их числу относятся:

  • выполнение работы с резервом,
  • кадровый отбор на станцию,
  • поддержка молодых специалистов,
  • разработка учебных программ и их использование при повышении квалификации персонала,
  • обеспечение учебно-материальной базой.

Сюда же относится периодическое обучение персонала, создание кабинета по охране труда, библиотеки технического плана. Руководителям необходимо выбрать форму работы со своими сотрудниками, которой они будут в дальнейшем придерживаться. Периодически руководящий состав должен проводить производственные совещания, где будут решаться наиболее важные для станции вопросы. Также необходимо проводить дни охраны труда и безопасности.

Руководители обязаны посещать рабочие места своих сотрудников, проверять их знания, а также проводить учебные противопожарные и противоаварийные тренировки. Они обязаны наравне со всеми проходить аттестацию, способную выявить, соответствует ли человек той должности, которую он занимает на данный момент. Обязательным условием является организация медицинских осмотров и инспекционных проверок.

Существующий план обязан содержать в себе информацию о сроках проведения всех запланированных мероприятий, а также о том, кто несет ответственность за то или иное мероприятие. Основываясь на годовом графике работы всей станции, руководители подразделений составляют планы работы с персоналом своей структуры, в которых те или иные разделы получают конкретизацию. Здесь же учитывается количество мероприятий, проведенных при подготовке специалиста к занимаемой им должности.

Подбор персонала и подготовка

Организацию работ с персоналом начинают с непосредственного отбора. Ко всем специалистам, работающим на атомной станции, предъявляются определенные законодательством требования, согласно которым сотрудник должен полностью соответствовать занимаемой должности.

Руководитель атомной станции обязан организовать проведение различных медосмотров для своих сотрудников. Особенно это важно в том случае, если сотрудники достаточно часто работают с вредными или опасными веществами, а также в неблагоприятных условиях. Существует определенный перечень медицинских противопоказаний, при которых сотрудник не имеет права работать на атомной станции, – он был утвержден Правительством РФ в 1997 году. Специалист отдела кадров, занимающийся подбором персонала, обязан контролировать физиологическое состояние всех соискателей должностей внутри предприятия.

После первичного приема на работу новоиспеченные сотрудники допускаются к подготовительному этапу, по окончанию которого они займут желаемую должность. Кроме того, на отсутствие допуска к обучению может повлиять физиологическое и психологическое состояние сотрудника.

Если новый работник атомной станции не обладает необходимым уровнем квалификации, руководство атомной станции имеет право организовать процесс обучения сотрудника, опираясь на существующее законодательство РФ. Все новые сотрудники обязаны в первые 30 дней своей трудовой деятельности пройти инструктажи по технике безопасности и специфичности производства, где им придется работать.

Обучение

Обучение персонала атомных станций должно осуществляться согласно существующим программам, одобренным законодательством и вышестоящими надзорными органами. Как правило, подобная подготовка включает в себя сразу несколько этапов:

  • теоретическое информирование;
  • практические занятия с отработкой теоретического материала;
  • стажерская практика;
  • тестирование;
  • получение дополнительных разрешений;
  • получение допуска к трудовой деятельности.

Согласно результатам аттестации, для сотрудника определяется перечень работ, которые ему разрешено выполнять в рамках своей профессиональной компетенции. К некоторым работам предъявляются очень высокие требования, связанные с безопасностью труда, это должно быть учтено руководством при анализе полученных результатов.

Сотрудники станции, вынужденные работать с опасными веществами или в экстремальных условиях, перед началом самостоятельной деятельности обязаны пройти тренинг по безопасным приемам и методикам выполнения необходимого пласта работ. Подобное обучение может проводиться по индивидуальной или групповой методике – вид определяется руководством.

Программы, предусматривающие проведение подготовки нового сотрудника на должность, должны быть разработаны согласно имеющимся требованиям. В них должна быть указана следующая информация:

  • цель курса и его продолжительность,
  • требования к учащимся сотрудникам,
  • реестр документов, использованных при разработке данного курса,
  • план ведения занятий,
  • тематические планы.

Также в список входит лист используемых для обучения техсредств, порядок проведения тестирований и прочих видов проверки знаний, порядок получения разрешения на самостоятельную работу и оценка за обучение.

Как поддержать существующую квалификацию?

Организация работы с персоналом на атомных станциях далеко не всегда подразумевает развитие для нового сотрудника. Некоторые из работников могут годами занимать одну и ту же должность, просто поддерживая собственную квалификацию. Это необходимо для того, что практические навыки и профессиональные знания специалиста не устаревали и он мог на протяжении многих лет выполнять свою работу.

Читайте также:
Этапы становления и развития управления персоналом

Чтобы поддержать квалификацию, работнику необходимо обратиться в учебный совет атомной станции, специальные подразделения предприятия, а также в образовательные учреждения. Каждый сотрудник обязан ежегодно подтверждать собственную квалификацию.

В состав фразы «поддержание квалификации» может входить прохождение образовательных курсов в рабочее время с целью сохранения и приумножения навыков и умений, необходимых для реализации производственных задач. Подобное обучение осуществляется обычно в техникумах, лицеях и прочих учреждениях дополнительного и последипломного образования.

Также квалификацию можно поддерживать с помощью учебного совета атомной станции, проходя инструктажи, участвуя в противопожарных и аварийных тренировках. Коллектив атомной станции имеет право обучаться на тренажерах, в частности, это касается тех сотрудников, которые имеют дело с пуском и остановкой энергоблоков. Стажировка, переаттестация и самостоятельное изучение – еще три варианта поддержания собственной квалификации.

Инструктаж как средство обучения

Каждый сотрудник предприятия обязан пройти целый ряд инструктажей – только тогда организация работы с персоналом на атомных станциях действительно будет качественной и не вызывающей никаких сомнений. Порядок прохождения данных мероприятий устанавливается лично директором атомной станции.

Существует несколько видов инструктажей, которые работнику придется проходить для дальнейшего развития в рамках атомной станции.

Вводный инструктаж

Его обязаны пройти все сотрудники при приеме на работу, обычно его проводит инженер по защите охране труда или иной специалист, отвечающий за это по штатному расписанию.

Первичный инструктаж

Осуществляется после прохождения сотрудником всех необходимых обучающих курсов и непосредственно перехода к основной деятельности. Инструктаж осуществляется на рабочем месте, выполняется он согласно тематическим планам, разрабатываемым специалистами атомной станции.

Повторный инструктаж

Приходится проходить также всем сотрудникам атомной станции. Обычно его проходят при переходе на новую должность. В некоторых случаях он предоставляется работникам, которые занимаются обслуживанием только одного типа оборудования. Все остальные сотрудники предприятия проходят данный инструктаж приблизительно 3-4 раза в год.

Внеплановый инструктаж

Необходим, если сотрудник срочно должен начать выполнять обязанности по совершенно новому алгоритму, технологическому процессу, нормам и инструкциям. Кроме того, такой инструктаж может быть проведен, если работник нарушил существующие нормы и инструкции, в результате чего могла быть нанесена травма или увечья сотрудникам атомной станции.

Целевой инструктаж

Должен быть проведен перед выполнением опасных работ (тушение пожаров, устранение утечки радиации и прочих аварий, ликвидация катастроф), а также мероприятий, для которых необходимо распоряжение или допуск вышестоящего руководства. Также целевой инструктаж проводится для тех сотрудников, которые проводят экскурсии по атомной станции.

Экономика, организация и планирование на АЭС – Работа с персоналом на атомной станции

Содержание материала

  • Экономика, организация и планирование на АЭС
  • Введение
  • Электроэнергетика – материальная база электрификации
  • Энергетическая программа
  • Характеристика топливно-энергетических ресурсов
  • Основные факторы развития ядерной энергетики
  • Техническая база производства электроэнергии на АЭС
  • Применение ядерной энергии для теплоснабжения
  • Особенности использования ядерного топлива на атомной станции
  • Капитальные вложения в строительство АЭС
  • Организация проектирования АЭС
  • Сметы строительства и монтажа
  • Сметная стоимость и себестоимость строительно-монтажных работ
  • Планирование капитальных вложений и строительно-монтажных работ
  • Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
  • Износ и амортизация основных фондов
  • Производственные мощности АЭС
  • Оборотные средства АЭС
  • Задачи и пути экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов
  • Материально-техническое снабжение
  • Кадры и производительность труда
  • Работа с персоналом на атомной станции
  • Дисциплина труда
  • Производительность труда
  • Содержание и задачи организации труда
  • Организация рабочих мест и их обслуживание
  • Основы нормирования труда
  • Заработная плата и материальное стимулирование
  • Социалистическое соревнование и моральное стимулирование
  • Развитие бригадных форм организации и стимулирования труда
  • Понятие о себестоимости энергии
  • Смета затрат на производство
  • Пути снижения себестоимости энергии на атомной станции
  • Понятие о ценообразовании. Тарифы па энергию
  • Прибыль и рентабельность производства
  • Эффективность производства
  • Показатели и методы определения экономической эффективности капитальных вложений
  • Управление в ядерной энергетике
  • Основные понятия об управлении производством
  • Организация управления в ядерной энергетике
  • Организация строительных, монтажных и пусконаладочных работ
  • Производственная и организационная структура АЭС
  • Документация и делопроизводство на АЭС
  • Стандарты в системе управления
  • Использование электронно-вычислительной техники в управлении на АЭС
  • Основные понятия о трудовом коллективе
  • Роль и значение руководителя в трудовом коллективе
  • Стиль и методы руководства
  • Организация труда цеховых руководителей АЭС
  • Понятие о планировании
  • Система плановых показателей, нормативов и лимитов
  • Годовой план на АЭС
  • Внутристанционное планирование на АЭС
  • Методы сетевого планирования и управления
  • Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности производства
  • Изобретательство и рационализация на АС
  • Особенности ремонтов
  • Система ремонтного обслуживания
  • Организация хозяйственного расчета и финансов
  • Организация учета и отчетности

Огромное значение в обеспечении безопасности труда, охраны окружающей среды и надежности работы оборудования и систем АЭС имеет подготовка персонала.
В рекомендациях Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подчеркивается, что безопасность АЭС зависит от безошибочной работы персонала в такой же степени, как и от надежности оборудования. Анализ показывает, что до 25 % остановов блоков АЭС могло быть предотвращено соответствующими действиями операторов. По оценкам исследователей 15—20 % случаев отказов оборудования обусловлены ошибками персонала. Неслучайно поэтому появление все большего количества исследований, посвященных «человеческому фактору» на атомной станции. Как показывает опыт, хорошо подготовленный персонал способствует повышению коэффициента использования установленной мощности не менее чем на 1 %. Рабочие, прошедшие специальные тренировки, при ремонте оборудования АЭС облучаются на 40—50 % меньше, чем нетренированный персонал.
Работа с персоналом на атомной станции осуществляется в соответствия с «Руководящими указаниями по организации работы с персоналом на энергетических предприятиях и в организациях». Работа с персоналом на атомной станции должна быть направлена на повышение его производственной квалификации и чувства ответственности за обеспечение безопасности, безаварийную и экономичную работу оборудования, на ликвидацию травматизма и радиоактивного облучения сверх допустимых норм, на воспитание коммунистического отношения к труду.
Ежегодно на атомной станции составляется годовой план-график работы с персоналом, предусматривающий следующие мероприятия: подготовку новых кадров;
повышение квалификации рабочих и ИТР на курсах и в школах:
проверку знаний ИТР действующих правил (ПТЭ, ПТБ, ППБ, ПБЯ, ПРБ, ПГТТН), а также ГОСТ системы стандартов безопасности труда (ССБТ), производственных и должностных инструкций;
общие для всего предприятия тренировки персонала; организацию работы библиотек, технических кабинетов, кабинетов по технике безопасности;
обходы и осмотры рабочих мест руководителями предприятия; проведение Дня техники безопасности;
организацию работы школ коммунистического труда с изучением и внедрением передовых методов труда;
прохождение персоналом периодического медицинского осмотра;
работу с молодыми специалистами; работу учебно-методического совета; обучение персонала вторым профессиям.
Paботa с персоналом начинается уже при его приеме и направлении на работу и продолжается при обучении нового персонала и допуске к работе. При приеме персонала на работу на атомной станции выявляется общая и специальная подготовка поступающего, его пригодность для работы с профессиональной и общественной точки зрения.
Профессиональный отбор при приеме на атомной станции осуществляется путем определения медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы по дайной профессии, в частности путем использования различного рода тестов, позволяющих установить скорость реакций человека, степень его внимательности, способность к счету и т, д.
Профессиональный отбор на атомной станции в первую очередь необходим для оперативного персонала, так как отсутствие у работников этой категории определенных качеств может привести к авариям, отказам или браку. Актуальной для атомной энергетики является разработка профессиоврамм, показывающих, какими качествами должен обладать работник определенной профессии. Сравнивая качества претендента на ту или иную рабочую профессию с профессиограммой, можно судить о его соответствии этой работе. В то же время профессиограмма представляет собой развернутый перечень особенностей профессии. Она должна характеризовать условия труда, особенности трудовой деятельности (степень монотонности, однообразия, рабочая поза) и требования профессии к исполнителю (специальные знания, общеобразовательная подготовка, навыки, психофизиологические качества).
Для оперативного персонала важными с профессиональной точки зрения качествами являются; особенности внимания, интеллект, эмоциональная устойчивость, решительность и др. Рассмотрим подробнее эти качества.
Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность его личности в данный момент и при данных условиях. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на различных видах деятельности. Для оперативного персонала важно, например, держать в поле зрения показания целого ряда приборов и одновременно выполнять управляющую функцию. Распределение внимания зависит от ряда условий и прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем выше автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания можно развивать.
Концентрация — это способность к сосредоточению внимания на одном объекте. Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Для оперативного персонала важно сознательным волевым усилием длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне даже тогда, когда это сопряжено с определенными трудностями, например, в ночные смены в период относительного «покоя».
Интеллект характеризует познавательные способности человека, его готовность к усвоению, развитию и использованию накопленных знаний и опыта, а также к разумному поведению в сложных ситуациях.
Эмоциональная устойчивость является свойством, обеспечивающим сохранение самообладания и готовности действовать в стрессовой ситуации, например в условиях аварии.
Под решительностью понимается черта характера, свидетельствующая о склонности к риску в новых обстоятельствах, о способности к выполнению сложных заданий.
Принимаемый на работу персонал проходит вводные инструктажи по технике безопасности, радиационной и пожарной безопасности.
Оперативный персонал АЭС до назначения на самостоятельную работу проходит необходимую теоретическую подготовку, производственное обучение на рабочем месте, проверку знаний правил, производственных и должностных инструкций, инструкций по охране труда и радиационной безопасности, на рабочем месте.
В атомной энергетике начинает широко использоваться подготовка оперативного персонала на тренажерах, в частности, путем организации диалога между обучаемым и ЭВМ. На Нововоронежской АЭС создан учебно-тренировочный центр по подготовке оперативного персонала, оснащенный современными техническими средствами. Подготовка рабочих и ИТР на атомной станции осуществляется по специальным программам, которые должны быть составлены за 12 мес до пуска блока.
В процессе работы на атомной станции рабочие и ИТР обязаны повышать свою квалификацию. Для персонала АЭС установлены следующие формы производственно-технического обучения и повышения квалификации: инструктажи (периодические и внеочередные), противоаварийные и противопожарные тренировки, курсовое обучение и техническая и экономическая учеба.
Целью инструктажей является поддержание на должном уровне и расширение знаний персонала правил, производственных и должностных инструкций, а также совершенствование им методов обслуживания и ремонта оборудования. С ИТР, кроме того, в обязательном порядке должны прорабатываться все вновь выходящие руководящие документы.
Задачами противоаварийных тренировок являются; систематическая проверка способности персонала самостоятельно, быстро и правильно ориентироваться в аварийных режимах; обучение персонала наилучшим способам и приемам предупреждения аварийных состояний и их локализации; выработка навыков четкой ликвидации аварийных состояний на объектах в соответствии с правилами и производственными инструкциями; проверка сработанности персонала смен и его умения координировать свои действия; проверка умения оказывать доврачебную помощь и освобождать пострадавшего от действия электрического тока. Графики и тематика противоаварийных тренировок составляются в начале года и утверждаются главным инженером.
Курсовым обучением считается повышение квалификации персонала в учебных комбинатах или на постоянно действующих курсах с отрывом или без отрыва от производства. Могут быть организованы следующие виды курсового обучения: производственно-технические курсы, школы по изучению передового опыта, курсы бригадиров и т. п. Обучение каждого ИТР на курсах повышения квалификации должно производиться не реже 1 раза в 6 лет, рабочего — не реже 1 раза в 5 лет.
Наряду с обязательными формами работы с персоналом администрация и профсоюзная организация АЭС широко применяют общественные формы повышения его производственной активности. К ним относятся организация социалистического соревнования, воспитание коммунистического отношения к труду, организация и стимулирование рационализаторского движения, организация наглядной агитации, оформление стендов по результатам выявленных нарушений ПТБ, ПРБ и других регламентирующих документов.
К производственно-административным формам работы с персоналом относится проведение ежемесячных производственных совещаний в цехах, сменах, бригадах, на участках с подведением итогов работы, проработкой директивных материалов, разборов имевших место аварий, отказов в работе, травматизма, пожаров, загораний и случаев нарушений производственной и трудовой дисциплины.
В целях проверки работы персонала иа АЭС организуются систематические обходы и осмотры рабочих мест руководителями АЭС, цехов и отделов, в том числе и в ночные часы по специально составленному графику.

Читайте также:
Актуальные для HR проблемы и вопросы

Роль «человеческого фактора» в обеспечении безопасности атомной отрасли

Работа с персоналом в ГК «Росатом» направлена на достижение и поддержание культуры безопасности и необходимой квалификации кадров, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии. Она обеспечена соответствующими ресурсами, организационной структурой управления и системой управления качеством, необходимыми законодательной, нормативно-правовой и методологической базами.

Согласно данным МАГАТЭ, не менее 60% происшествий на объектах использования атомной энергии во всем мире происходит по вине персонала.

Как невозможно приказом остановить или ускорить технический прогресс, так нельзя моментально изменить сознание людей, их морально-психологический облик. Но именно это сейчас необходимо обществу: недостаточно изобрести и научиться использовать новые технологии и технические средства, люди должны ясно понимать, как их применять с минимальной опасностью для себя и окружающих (рис. 1).

Это требует систематической и разноплановой работы с персоналом, которая в атомной отрасли является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность и надежность объектов на всех стадиях жизненного цикла.

Система подготовки кадров ГК «Росатом»

Работа с персоналом в ГК «Росатом» основана на отечественном и международном опыте, регулируется рядом нормативных документов ([1-2] и т.д.). Ее основные цели следующие:

  • обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
  • формирование необходимых знаний и навыков перед допуском работника АЭС к самостоятельной работе, в том числе специальных, нужных для допуска к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
  • сохранение необходимых знаний и опыта, развитие производственных навыков в процессе трудовой ­деятельности;
  • совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
  • систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности.

Для решения этих задач в ГК «Росатом» образована и действует комплексная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также подтверждения компетентности специалистов в области использования атомной энергии в соответствии со стратегией развития отрасли.

Элементами этой системы являются организации, специализирующиеся на обучении и повышении квалификации специалистов атомной отрасли. Обучение ведется по таким направлениям, как эксплуатация АЭС, строительство в атомной энергетике и промышленности, радиационный контроль, экология, экономика и безопасность предприятий атомной промышленности и ядерного оружейного комплекса, управление человеческими ресурсами. Организуются учебные курсы различной длительности, семинары, стажировки по различным направлениям.

Читайте также:
Эволюция и развитие управления персоналом

В рамках направлений, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, охраной труда и менеджментом качества, проводится обучение культуре безопасности.

Госкорпорация «Росатом» также осуществляет целевую подготовку молодых специалистов по профильным специальностям. Это позволяет организациям отрасли начать обучение будущего работника с первого курса вуза, усилить его мотивацию, обеспечить требуемую специфику его образования.

Ведется систематическая работа по формированию и поддержанию готовности отраслевого кадрового ­резерва.

Крупные объекты оснащены полномасштабными, локальными и обучающими тренажерами, способными моделировать любую ситуацию, которая может произойти при эксплуатации. На них также отрабатываются пусковые операции.

Важным элементом подготовки персонала являются комплексные противоаварийные учения, которые ежегодно проводятся на одной из атомных станций. Они нацелены на проверку эффективности системы противоаварийной готовности АЭС, отработку оперативного реагирования на возникновение нештатных ситуаций, проверку готовности персонала и технических средств к ликвидации их последствий, отработку процедур взаимодействия участников противоаварийного реагирования на всех уровнях.

Эффективность работы с персоналом

Квалификация персонала, его компетентность и тренированность относятся к важнейшим факторам предотвращения нарушений ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), в том числе приводящих к инцидентам, которые подлежат учету по Международной шкале ядерных и радиологических событий (INES) [3].

Оценку действенности системы работы с персоналом ГК «Росатом» можно произвести, используя данные о нарушениях ЯРБ, представленные в ежегодных отчетах Ростехнадзора [4]. В таких документах нарушения подразделяются на три группы: в работе действующих объектов (учетные события), требований федеральных норм и правил (ФНП) в области использования атомной энергии, условий действия лицензий. Последние нарушения мы учитывать не будем, поскольку условия действия лицензий не являются нормативно-правовыми документами, содержащиеся в них требования произвольно устанавливаются (и изменяются) Ростехнадзором и потому не могут быть связаны с систематической подготовкой персонала.

Сведения о нарушениях приводятся в отчетах по следующим категориям объектов:

  • атомные электростанции – 31 действующий энергоблок (здесь и далее данные приводятся из отчета за 2008 год);
  • объекты ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) – 63 действующих объекта;
  • ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения (ФГУП «Атомфлот») – 10 атомных судов, пять судов атомно-технологического обслуживания, шесть стендов-прототипов (из них в эксплуатации – шесть, три и три объекта соответственно), шесть судостроительных и судоремонтных заводов;
  • исследовательские ядерные установки – 65 действующих объектов;
  • радиационно опасные объекты (РОО) – 5955 территориально обособленных или технологически независимых объектов, где проводятся работы с радиоактивными веществами (РВ), радиоактивными отходами (РАО) и радиационными источниками.
Читайте также:
Эволюция и развитие управления персоналом

Таблица 1. Сводные данные о нарушениях ЯРБ в 2008 году

Категории объектов, находящихся в эксплуатации

нарушений в работе объектов

в т.ч. из-за ошибок персонала

Всего нарушений в работе АЭС, ОЯТЦ и Атомфлота

в т.ч. из-за ошибок персонала

1. Среди нарушений в работе объектов аварий и происшествий с радиационными последствиями не зафиксировано.

2. К 61 случаю нарушений работы РОО в /4/ отнесены 11 случаев нарушений требований по учету и контролю РВ и РАО, что не соответствует критериям Международной шкалы ядерных и радиологических событий (INES) /3/.

Полученные данные (см. таблицу) позволяют сделать ряд нетривиальных выводов. Во-первых, вклад ошибок персонала в нарушения работы объектов атомной отрасли России мал сравнительно с усредненными мировыми данными МАГАТЭ. Это является неопровержимым свидетельством высочайшей эффективности работы с персоналом в системе ГК «Росатом», в ее эксплуатирующих организациях и учебных центрах.

Учитывая, что по уровню безопасности российская атомная энергетика находится на одном из первых мест в мире, можно сделать вывод о том, что этим достижениям атомная отрасль в немалой степени обязана профессионализму, компетентности и натренированности работников ядерно и радиационно опасных объектов.

Во-вторых, количество нарушений требования ФНП значительно (в десятки и сотни раз) превышает число ошибок персонала, приводящих к нарушениям в работе объектов. В годовых отчетах о деятельности Ростехнадзора [4] отмечается, что наибольшее число нарушений ФНП связано с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, состоянием технической документации, состоянием организационно-распорядительных документов и обеспечением радиационной безопасности. Анализ причин нарушений ФНП показывает, что в основном они допущены из-за низкой исполнительской дисциплины персонала и являются следствием недостаточного ведомственного контроля со стороны технических служб и отделов администраций предприятий, а также обусловлены ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Следует задаться вопросом о качественном составе требований ФНП, коль скоро их массовое нарушение практически не влияет на состояние ЯРБ. Возможно, эти требования имеют излишне прескриптивный характер и чрезмерно детализированы, что, в ряде случаев, удобно для контролирующих лиц и не требует от них особых знаний, но в конечном итоге препятствует эксплуатирующей организации выбирать оптимальные пути обеспечения ЯРБ. По-видимому, настало время проанализировать состав требований ФНП и перевести часть из них в национальные стандарты.

Проблемы нормативно-правового обеспечения

Несмотря на несомненные успехи, достигнутые системой подготовки персонала ГК «Росатом» в сфере ЯРБ, в обеспечении ее работы есть определенные ­трудности.

В законодательстве практически не отражено правовое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии. Между тем, именно профессионализмом, культурой безопасности и чувством ответственности персонала обеспечивается безопасность ядерных объектов и производств.

Правовая база также не регулирует вопросы внедрения культуры безопасности, которая является одним из основных механизмов обеспечения ЯРБ. В своей практической реализации этот термин тесно связан с ответственностью эксплуатирующей организации, всеми аспектами нормативного регулирования и контролем безопасной эксплуатации объектов. Внедрение культуры безопасности является важнейшим фактором обеспечения безаварийной работы организаций ГК «Росатом».

Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере работы с персоналом и культуры безопасности должно быть направлено, в первую очередь, на формирование и поддержание культуры безопасности на корпоративном уровне, а также на проведение контроля и оценки уровня такой культуры в организациях ГК «Росатом» для выявления и внедрения перспективных форм такой деятельности.

В госкорпорации начали выдаваться свидетельства на право ведения работ в области использования атомной энергии осуществляющим такую деятельность работникам. Такие процедуры станут еще одним полезным для обеспечения ЯРБ инструментом работы с ­персоналом.

Вместе с тем, в настоящее время эти процедуры дублируются Ростехнадзором при выдаче работникам объектов использования атомной энергии разрешений на право ведения соответствующих работ. Такая практика должна быть устранена на законодательном уровне, поскольку ответственность за подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала несет эксплуатирующая организация и работодатель [5-6].

Пополнение кадров

Уход из отрасли специалистов преклонного возраста требует их замещения молодыми. Они менее опытны и требуют особенно тщательного обучения и аттестации на право проведения и организации ядерно и радиационно опасных работ. Не следует забывать, однако, что сроки обучения, необходимые для работы в атомной отрасли, составляют в отдельных случаях до 10 лет, следовательно, процесс подготовки квалифицированных кадров займет длительное время.

Поэтому в условиях инновационного развития возрастает роль таких механизмов передачи знаний, как конференции и семинары, особенно сентябрьского Международного ядерного форума и молодежного форума «Полярное сияние», ежегодно проводимых в Санкт-Петербурге.

Безусловно важным и необходимым является также привлечение молодых сотрудников к участию в заседаниях секций Научно-технического совета ГК «Росатом» по безопасности, публикация сборников докладов на форумах, конференциях, заседаниях секций НТС, а также статей в тематических журналах и на сайтах ГК «Росатом».

Особого внимания требует обеспечение профессионализма работников ядерного надзора. При этом, помимо действующих систем подготовки, целесообразно использовать механизмы ротации кадров из эксплуатирующих организаций в надзорные органы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: