Особенности оформления и оплаты стажировки

Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ

  • Зачем и когда нужна стажировка
  • Как правильно оформить стажировку
  • Положение о стажировке
  • Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?
  • Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец
  • Программа стажировки на рабочем месте. Образец
  • Итоги

Зачем и когда нужна стажировка

Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ ясно, что стажировка на рабочем месте нужна, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику необходимые практические знания и навыки для дальнейшей самостоятельной работы. В особенности для работы с соблюдением норм охраны и безопасности труда.

Стажировку не следует путать:

  • с ученичеством;
  • с испытательным сроком;
  • с прохождением студенческой практики.

Приказ о стажировке всегда следует после приказа о приеме на работу, и время стажировки засчитывается в трудовой стаж. Рабочее время стажера отражается в табелях и рабочих графиках подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, установленном трудовым договором.

Стажировка – форма выполнения законодательных требований по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия труда, чем выше ответственность за его результат – тем больше необходимость в прохождении стажировки.

Стажировка обязательна в профессиях, связанных:

  • с обслуживанием людей с применением транспортных средств;
  • с применением сложной техники и сложных производственных процессов, когда есть повышенный риск как для работника, так и для окружающих;
  • с работой с опасными предметами и веществами;
  • с обслуживанием людей в дополнительно регулируемых сферах: общественном питании, образовании, медицине и т. д.

О дополнительном регулировании в сфере общественного питания прочтите в материале «Особенности применения ЕНВД для кафе и ресторанов».

Как правильно оформить стажировку

Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

  1. Положение о стажировке.

Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

  1. Программа стажировки.

Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

  1. Приказ о стажировке.

Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

  1. Приказ о допуске к самостоятельной работе.

Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

Положение о стажировке

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.
Читайте также:
Особенности стажировки водителей

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?

Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта – длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.

В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.

Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

Пример (продолжение)

Руководство кафе нашло нового повара и теперь принимает его на работу с назначением стажировки.

Образец приказа о стажировке, составленный в соответствии с утвержденным Положением, смотрите здесь.

Программа стажировки на рабочем месте. Образец

Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.

Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.

Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.

Если у вас есть доступ к К+, смотрите как подвести итоги обучения безопасности труда в форме стажировки. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к рекомендациям от экспертов К+.

Итоги

Стажировка – возможность (или необходимость):

  • для работника – получить нужные знания и навыки для самостоятельной работы;
  • для работодателя – убедиться в том, что работник способен работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних нормативов.

Обязательность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.

Особенности оформления и оплаты стажировки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В ООО планируется взять стажера на должность бухгалтера (продукты питания), ранее он работал бухгалтером в организации, которая торговала непродовольственными товарами.
Какой необходимо заключить договор? Кто может быть стажером? Должна ли быть соответствующая единица в штате? Необходимо ли порядок стажировки закрепить в локально-нормативных актах? Обязательно ли наставнику производить доплату?

Понятие стажировки Трудовой кодекс РФ не раскрывает. В то же время существует ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правила проведения стажировок различных категорий специалистов, служащих, исходя из которых можно прийти к выводу, что целями стажировки являются изучение стажером передового опыта, освоение новых технологий, форм и методов организации труда, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе образования и приобретение практических навыков и умений*(1).
В Трудовом кодексе РФ понятие “стажировка” упоминается в самостоятельном значении в единственной норме – части первой ст. 59 ТК РФ, говорящей о случаях, когда с работником заключается срочный трудовой договор (“для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника”). Напомним, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Учитывая изложенное, если в процессе прохождения стажировки предполагается выполнение стажером той или иной работы, а не просто ознакомление, например, с технической и иной информацией, технологическими процессами и так далее, то, по нашему мнению, заключение трудового договора обязательно. Об отсутствии необходимости заключать трудовой договор можно говорить в ситуации, например, когда гражданин проходит в организации практику. В этом случае гражданин в организации только обучается, обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией, указанным договором определяется и порядок прохождения практики.
Если же гражданину с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст.ст. 56, 57, 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Отметим, что если предполагается выполнение работником всех трудовых обязанностей по должности бухгалтера, то с гражданином необходимо заключить трудовой договор именно по этой должности. Оформление стажировки возможно, лишь если предполагается иной, отличный от обязанностей бухгалтера, объем трудовых обязанностей (например, выполнение заданий наставника, отсутствие возможности самостоятельно подписывать какие-либо финансовые документы и т.п.).
При отсутствии в штатном расписании соответствующей должности работодатель должен ввести в него новые штатные единицы, наименование которых он вправе определить самостоятельно. По смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, смотрите также ответ Роструда, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”). Заключение с работником трудового договора о работе по должности, отсутствующей в штатном расписании, является нарушением трудового законодательства.
По общему правилу действующее законодательство не обязывает работодателя руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами при наименовании той или иной должности. Исключением являются случаи, когда в связи с работой по той или иной должности ТК РФ или иными федеральными законами установлены ограничения, льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ). Исходя из того, что должность бухгалтера не относится к таким исключительным случаям, мы делаем вывод о том, что работодатель вправе ввести в штатное расписание любую должность, обязанности по которой будут заключаться в выполнении работником отдельных поручений бухгалтера. Исходя из предполагаемых функциональных обязанностей, такая должность может называться, например, “помощник бухгалтера”, “бухгалтер-стажер”.
Стажировку могут проходить как лица, получающие образование, повышающие квалификацию, так и лица, образование уже получившие*(2).
Квалификационные требования по должности бухгалтер установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) и профессиональным стандартом”Бухгалтер”.
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров и иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(3), главных бухгалтеров организаторов торгов*(4), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(5), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(6) и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы бухгалтеров, главных бухгалтеров обществ с ограниченной ответственностью в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по указанным должностям. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, для большинства работодателей непубличных обществ – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) положения квалификационного справочника и профстандарта носят рекомендательный характер. Руководители названных организаций сами решают, кого они примут на должности бухгалтера или помощника бухгалтера.
Законодательством не предусмотрена необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, регулирующего порядок прохождения стажировки, однако работодатель вправе разработать соответствующий локальный акт (смотрите, например, ответ Роструда).
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора со стажером на безвозмездной основе не допускается*(7).
Наставничество может быть частью трудовой функции работника, в таком случае оплата труда наставника может включаться в оклад. Если наставничество не является частью трудовой функции работника и он согласен с возложением на него дополнительных обязанностей наставника, исполняемых им в свое основное рабочее время, такое возложение может быть оформлено либо путем совмещения должностей, либо путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, изменяющего его условия о трудовой функции работника.
Учитывая, что заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), то расширение должностных обязанностей работника должно влечь за собой и увеличение размера оплаты труда, согласованного сторонами изначально при заключении трудового договора исходя из прежнего объема этих обязанностей. Поэтому в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включить и условие о доплате за выполнение новых обязанностей.
Совмещение должностей возможно лишь в ситуации, когда должность наставника предусмотрена штатным расписанием организации*(8).

Читайте также:
Нужно ли оплачивать стажировку?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Примерная форма срочного трудового договора со стажером (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма должностной инструкции помощника бухгалтера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма приказа о приеме стажера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 5, п. 13 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29.06.2015 N 151, а также ответы 1, 2, 3 Роструда на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(2) Смотрите подробнее в материале: Вопрос: Между ООО и гражданином РФ было заключено соглашение о прохождении стажировки сроком на три месяца. В соглашении оговорено, что отношения, регулируемые данным соглашением, имеют безвозмездный характер. Есть ли ограничение по срокам стажировки? Может ли ООО заключить (или отказать в заключении) новое соглашение с гражданином РФ на таких же условиях на новый срок? Обязано ли ООО после прохождения стажировки заключать трудовой контракт с ним? Какие обязанности у ООО возникают при приеме гражданина РФ на стажировку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.).
*(3) Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(4) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ “Об организованных торгах”.
*(5) П. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
*(6) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.
*(7) Смотрите подробнее в материалах:
– Вопрос: Студент, получающий второе высшее образование, хочет набраться опыта работы. Студент не направляется в организацию для прохождения практики. В ходе стажировки предполагается выполнение им определенной работы безвозмездно. Как можно оформить стажера в организацию на безвозмездной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.);
– вопросы-ответы Роструда 1, 2, 3, 4, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(8) Смотрите подробнее материал “Энциклопедия решений. Совмещение профессий (должностей) и штатное расписание”.

Читайте также:
Выбор системы отбора при найме новых сотрудников

Возможна ли стажировка без оплаты труда?

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Можно ли оформить стажировку без оплаты? И если да, то в каком виде?

ОТВЕТ

Стажировка без оплаты не предусмотрена трудовым действующим законодательством.

Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует прямо установленный порядок ее проведения и оформления. В связи с этим, по нашему мнению, работодатель вправе самостоятельно определить порядок проведения и оформления стажировки.

Однако работодателю необходимо учитывать, что в обязательном порядке стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, требуется оформление трудового договора с работником.

Примечание: Работодатель не обязан заключать со стажером ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя), если речь идет о профессиональном обучении на производстве.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует порядок ее проведения и оформления.

Стажировка в силу ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” является одной из форм дополнительного профессионального образования, когда работник, находясь на своей должности, закрепляет теоретические знания, полученные при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретает практические навыки и умения их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

О стажировке также говорится во многих ведомственных документах. Например, п. 2.15 Приказа Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 “Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации” определяет стажировку как практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.

Процедура, порядок и время стажировки могут быть различными и зависят от компании и отрасли, в которой она работает. К примеру, обязательная стажировка на рабочем месте установлена:

  • водителям, впервые принимаемым на работу или имевшим перерыв в трудовой деятельности более одного года, а также переведенным с одного типа транспортного средства на другое (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
  • работникам, у которых после специальной оценки условий труда рабочие места отнесены к категории с вредными или опасными условиями труда (П. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29);
  • электротехническому персоналу до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе свыше одного года (п. 1.4.8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6).
Читайте также:
Подбор профессионального персонала – это залог успешности бизнеса

По отношению к выпускникам образовательных организаций основной целью стажировок является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2009 N 23-2/10/1-3359). Ведомство выделило два вида стажировок выпускников (п. 4 Письма N 23-2/10/1-3359):

  1. по полученной квалификации (цель – закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе предыдущего обучения);
  2. по освоенной области профессиональной деятельности по родственным направлениям (цель – закрепление на практике профессиональных умений, навыков и знаний, полученных в ходе предыдущего обучения, а также приобретение необходимых умений и опыта на конкретном рабочем месте).

Как правило, необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором трудится стажирующийся работник, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т.п.

  • права и обязанности стажеров и их наставников;
  • сроки и порядок стажировки;
  • ответственность и другие особенности.

Согласно п. 6 ч.2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Согласно позиции Роструда (см. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/72946): стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В период прохождения стажировки с момента приема на работу на стажера распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части социального страхования (Письмо N 23-2/10/1-3359).

Учитывая выше изложенное, с учетом анализа норм трудового права, с такими лицами заключают трудовые договоры, как срочные, так и на неопределенный срок, по основному месту работы либо по совместительству.

Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Чаще всего со стажерами оформляют срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Процедура устройства на работу стажера ничем не отличается от приема обычного сотрудника. В этом случае в приказе о приеме на работу указывают основание заключения срочного трудового договора.

Работодатель может заключать ученический договор не только с работником (в этом случае ученический договор является дополнительным к трудовому договору), но и с лицом, ищущим работу (которое еще не является сотрудником организации). Получать образование в этом случае можно как без отрыва от работы, так и с отрывом (ст. 198 ТК РФ). Ученические договоры заключаются, когда речь идет о профессиональном обучении на производстве. Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Если говорить о стажерах, то работодатель не обязан заключать с ними ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя).

Читайте также:
Как составить и вручить уведомление о не прохождении испытательного срока

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Как провести успешную стажировку с «зумером» и получить от него максимум

В конце августа РБК Тренды опросили представителей поколения Z об опыте стажировок, а работодателей – о работе с молодыми специалистами на стажировке. Ниже представляем основные итоги исследования.

Первые дни стажировки

В первые дни работодателю стоит обсудить со стажером план стажировки: договориться о длительности, количестве рабочих часов и описать основные требования. В большинстве случаев стажеры приходят в компанию из университета, где получили теоретические знания о профессии. У них нет четкого представления что такое корпоративная этика, как устроены рабочие процессы, и кто из сотрудников выполняет какие задачи. Поэтому опрошенные работодатели предлагают знакомить стажеров с правилами и устройством компании на самом начальном этапе. Это поможет стажеру быстрее влиться в процесс и получить точное представление о том, чем именно предстоит заниматься.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

«Наставник детально погружает стажера в деятельность компании, в конкретные задачи, которые ему необходимо будет решать, в его функционально-должностные обязанности. Знакомит с идеологией, правилами. Для этого у нас есть пакет индоктринации — перечень обязательных материалов, которые стажер должен изучить, чтобы разобраться в работе компании. В нем описаны формальные: правила поведения в офисе и пользование офисной техникой, и идеологические моменты: о корпоративной культуре, структуре компании».

Знакомство с сотрудниками

Знакомство отвлекает сотрудников от основной работы и занимает лишнее время. Большинство опрошенных работодателей знакомят стажера только с теми, кто будет работать с ним напрямую. Особенно в крупных компаниях с большим коллективом. Такой подход может вызвать трудности у стажеров: если появятся рабочие вопросы, они не поймут к кому обратиться.

Анна, студентка:

«Меня не знакомили с коллективом. Представляли только тем людям, с которыми я работала. Я не знала к кому с какими вопросами обращаться, поэтому постоянно подходила к своему куратору. Она перенаправляла меня на нужных людей. Кажется, это замедлило мою работу и отвлекало куратора от ее занятий».

Некоторые компании раздают стажерам списки с контактами ключевых сотрудников и перечнем вопросов, по которым к ним можно обращаться. Так они снимают необходимость личного знакомства с каждым членом коллектива.

Дополнительно можно подключать групповые чаты. Они помогают стажеру влиться в коллектив, почувствовать себя «своим» и оперативно задать вопрос нужному человеку. Это пространство для новых идей, где стажер может стать участником обсуждений и проявить себя.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

«У нас много неформальных каналов, где человек может высказать свое отношение по тем или иным вопросам. Есть корпоративный портал, есть групповые чаты в Telegram. Стажер может свободно высказывать свои предложения в чате — это поощряется».

Летучки и совещания

Часть опрошенных работодателей относятся к стажерам как к постоянным сотрудникам: включают их во все рабочие процессы, летучки, корпоративные мероприятия. Так стажер видит всю структуру изнутри и представляет себе полноценную работу в компании. Работодатель же видит, как стажер проявляет себя в коллективе, анализируя, подходит этот человек компании или нет.

Арина, начальник отдела по управлению персоналом Fort Dialogue:

«Часто стажеры получают ограниченную информацию и не могут участвовать в обсуждении рабочих задач. Их нужно по максимуму включать в совещания, со всеми знакомить, вовлекать в рабочий процесс через корпоративные мероприятия. Молодые специалисты должны чувствовать себя не просто стажерами, а быть полноценными сотрудниками, им от этого интереснее».

Стажеры могут стесняться высказывать свое мнение. Они новички в профессии, уступают в компетенциях профессионалам, отсюда возникает неуверенность в своих силах. Например, в летучках участвуют опытные сотрудники, поэтому стажерам кажется, что они предлагают глупые, наивные идеи.

Опрошенные работодатели считают, что причин стесняться нет: стажеры — люди с незамыленным взглядом. Отсутствие опыта играет им на руку. Чем меньше времени человек провел в профессии, тем больше неожиданных идей он может предложить. Стажеры действительно могут высказать наивные и непродуктивные идеи, но работодатели относятся к этому лояльно: все когда-то начинали. Стажировка придумана как время для проб и ошибок. Главное здесь — интерес и желание работать над собой.

Мария, студентка:

«Мне предлагали участвовать в летучках, но я испугалась и отказалась. Я плохо знала команду, было неудобно предлагать идеи при незнакомых людях, которые разбираются в сфере намного лучше меня. Плюс я боялась ответственности и не была уверена в том, что скажу правильные вещи. Мне было страшно, как перед шагом в пропасть».

Справиться со страхами может помочь куратор. Еще на первых этапах он расскажет стажеру о ценности его мнения для компании. Стажировка — это взаимовыгодная практика, которая помогает развиваться не только стажеру, но и компании. Если стажер почувствует свое мнение, как представителя нового поколения, весомым в обсуждении, он будет активнее.

Читайте также:
Что должен уметь специалист-рекрутер?

Общение с коллективом

Стажерам важно отношение внутри коллектива. Они хотят наладить контакт не только с куратором, но и с остальными сотрудниками. В больших компаниях с постоянным потоком людей коллектив может не обращать внимания на стажеров, игнорировать их присутствие. При таком отношении молодые специалисты чувствуют себя аутсайдерами, которые ничего не значат для компании.

Елизавета, студентка

«Сотрудники компании вообще не общались со стажерами, даже не здоровались. Это, конечно, неприятно. Стажеров много, и ты виноват только в том, что ты стажер, с тобой не общаются. А со стажировок, где я нашла общий язык с сотрудниками, уходила с большой грустью. Хорошие отношения с коллективом повышают продуктивность и желание остаться подольше».

Регулировать общение стажера с коллективом со стороны компании непросто. Частично в этом помогают летучки, мероприятия и групповые чаты. Если публично представить стажера коллективу на собрании или в переписке, ему будет проще влиться в коллектив. Но основная инициатива для выстраивания отношений должна исходить от стажера. Активный, заинтересованный стажер привлечет внимание работодателя и увеличит свои шансы на зачисление в штат. А наработанные внутренние связи помогут в карьере в будущем.

Иван, студент:

«Когда я пришел, у меня было впечатление что я как Эдвард Нортон в “Бойцовском клубе”: вообще не понимал, что и зачем делаю в компании, не получал удовольствия. Ходил в офис, где все работают и молчат. Есть только звук стучащих пальцев по клавиатуре. Когда я разговорился с соседями по пространству, погрузился в рабочую атмосферу, все это начало мне нравиться. Я стал ездить в офис с пониманием того, что я влился в огромную деловую компанию».

Сложности в работе со стажером

Согласно результатам опроса, работодателю сложнее всего найти время на работу со стажером. Справиться с этим поможет заранее составленный план стажировки с примерным перечнем заданий и расписанием встреч. Особенно важно обговорить дату и время конференций в период онлайн-стажировок, когда стажер не крутится под носом и про него легко забыть. Работодатели ценят ответственных стажеров, которые не нарушают оговоренные временные рамки, поскольку сорванная встреча нарушает личное расписание куратора.

Работодателям сложно искать задания для стажеров и гадать, можно ли доверить стажеру ответственное поручение. Чтобы решить обе проблемы разом, можно воспользоваться способом нарастающей сложности. С каждым заданием уровень доверия к стажеру будет расти. При этом молодой специалист раскроет личные качества, таланты и сферу интересов. Это поможет подбирать более подходящие задачи.

Александр, основатель сервиса courseburg.ru:

«Всем стажерам мы даем одинаковые задачи. Первое задание вводное, простое, а дальше по нарастанию сложности. Если дать что-то сложное в самом начале, стажеры поднимут лапки и уйдут. У нас такое было, когда мы случайно переборщили со сложностью. Десять человек ушли, ничего не доделав».

Опрошенные стажеры рассказали, что работодатели любят сбрасывать на них самые простые, монотонные задания. У некоторых из них стажировки состояли из бесконечных заданий схожего типа. Формальные, муторные задачи входят в часть любой профессии, например, оформление бумаг или обзвон клиентов. В том, что подобные задания дают стажерам, нет ничего укоризненного. Наоборот, так стажеры знакомятся с обратной стороной работы, но одинаковые задания могут отрицательно сказаться на мотивации. Чтобы стажер не терял интерес, куратору стоит заранее рассказать, что качество работы над простыми задачами повлияет на сложность следующих.

Анна, студентка:

«В первой компании, куда я попала, стажеры появлялись круглый год. У сотрудников была привычка — скидывать легкие задачи на людей, которым не платят. Такой подход мне нравился меньше, поскольку на меня сваливали самую монотонную работу, которую никто не хотел делать. Во второй компании меня спрашивали, что именно я хочу делать, поэтому я занималась тем, что мне нравится, что мне интересно. Более направленный подход — круче».

Обратная связь

В процессе работы стажерам важно получать обратную связь — фидбек. Без нее сложно ориентироваться в том, насколько хорошо они выполняют задания. Положительные комментарии помогают стажеру двигаться дальше, дают веру в свои силы и дополнительную мотивацию к работе, особенно если делают они ее бесплатно.

Не менее важно получать негативный фидбек, если стажер не справляется. Обратная связь помогает оттачивать навыки, исправлять ошибки и формировать себя в профессии. Если куратор объяснит стажеру его недочеты и ошибки, он получит профессионального сотрудника, за которым не нужно переделывать работу. Но все это имеет смысл, только если стажер сам заинтересован в обратной связи.

Дмитрий, студент:

«Сотрудники компании понимают, что в первую очередь стажировка нужна тебе, а не им. Поэтому они ничего не станут разжевывать, если ты сам этого не попросишь».

Почему стажеры уходят

Когда работодатель взваливает слишком много заданий, стажер может выгореть эмоционально и физически. Многие студенты совмещают стажировку с учебой, поэтому у них не остается времени на отдых. Чтобы избежать выгорания, нужно заранее обсуждать график и степень загруженности стажера.

Анна, студентка:

«Пока мы были на карантине, все свои стажерские задачи я делала по ночам, просто потому что днем не успевала. Было очень тяжело».

Читайте также:
Тестирование при приеме на работу

Вторая самая частая причина ровно противоположная — отсутствие заданий. Когда стажер постоянно сидит в офисе без дела, он может досрочно уйти со стажировки. “Зумеры” не хотят тратить время впустую, поэтому предпочитают заниматься чем-то полезным. Если компания понимает, что ей нечего предложить стажеру, стоит сократить рабочие часы или длительность стажировки.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

«В конце стажировки, или если стажер уходит раньше, HR опрашивает человека: что ему понравилось, что не понравилось, что бы он хотел улучшить, что бы могло его остановить. Когда стажер уходит, не дожидаясь конца стажировки, скорее всего, на это есть веские причины. Важно понять, какие именно. Особенно, если для нас они неявные».

За что увольняют стажеров

Опрошенные работодатели считают, что «вылететь» со стажировки сложно. Если стажер мотивирован учиться, работает над ошибками и проявляет активность, работодателю бессмысленно убирать его из программы.

Вот основные причины увольнения:

  • Стажер регулярно не выполняет задания вовремя и не предупреждает об этом заранее.
  • Стажер вообще не выполняет задания, теряет интерес и редко выходит на связь.
  • Стажер грубо нарушает правила компании. Не соблюдает технику безопасности или ведет себя неподобающим образом.

Что делать после стажировки

В конце стажировки стоит дать полноценную обратную связь о проделанной работе. Рассказать о плюсах и минусах, сильных и слабых сторонах. Так стажер узнает, в каком направлении ему двигаться и на что обратить внимание. Стоит предложить стажеру рекомендательное письмо, оно поможет ему в будущем.

Более половины опрошенных компаний готовы предложить успешному стажеру место в штате после стажировки, но обычно это лишь небольшая часть из всего потока. Тогда работодателю нужно попрощаться с остальными. Вот, как сделать это с пользой:

  • Если в компании нет открытой вакансии, нет ресурсов на нового сотрудника. Сохраните контакты стажера и пригласите его, когда место освободится. Можно рекомендовать его руководителям из дружественных компаний смежной области.
  • Если стажер перспективный, но пока не готов вступить в должность. Например, ему не хватает знаний, опыта или развитых soft skills. Таких людей можно пригласить на повторную стажировку через год или предложить стажировку в другом отделе.
  • Если руководитель понимает, что стажер не подходит компании. Попрощайтесь с ним, но оставьте свои контакты. Стажер может продолжить общение: спрашивать советы и задавать дополнительные вопросы о профессии. Часто руководители готовы давать обратную связь и помогать.

Как провести идеальную стажировку

  1. Заранее продумать план стажировки.
  2. Ознакомить стажера с устройством компании.
  3. Предоставить стажеру контакты сотрудников, которые могут пригодиться во время практики.
  4. Приглашать стажера на летучки и совещания.
  5. Включать стажера в неформальное общение и корпоративные мероприятия.
  6. Прислушиваться к идеям стажера.
  7. Давать стажеру обратную связь.
  8. Получить обратную связь от стажера.
  9. Взять стажера в компанию или грамотно с ним попрощаться.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Трудовой договор со стажером: как оформить?

Хотите заменить на время стажером сотрудника в отпуске, ну или просто сэкономить, а не знаете, что говорит об этом законодательство? К сожалению, Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Но.

Тем не менее, трудовое законодательство (ст. 1 ТК РФ) предусматривает, что под действие трудового права подпадает любая деятельность, связанная с подготовкой и дополнительным профессиональным образованием сотрудников у конкретного работодателя.

Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки, например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 362, понять, как законодатель видит такой вид рабочего сотрудничества, все же можно.

Так, стажировка – это как получение теоретических знаний по определенной должности, профессии или специальности, так и закрепление полученных знаний на практике с присутствием на рабочем месте.

Несмотря на то, что ТК РФ не дает определения сути стажировки, само слово в Кодексе упоминается в статье 59. В ней говорится об основаниях для заключения срочного трудового договора. Такого рода срочный контракт подписывается с работником для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

При этом статья 59 ТК РФ предусматривает на период дополнительного образования заключение с сотрудниками срочных трудовых соглашений. Если стажировка осуществляется не по ученическому (студенческому) договору, когда молодых специалистов направляют на предприятие для прохождения производственной практики, то подобная деятельность должна оплачиваться. На период такой стажировки между компанией и сотрудником заключается письменное соглашение.

Составляется оно по типу трудового договора со всеми необходимыми нормами и разделами.

Статья 70 ТК РФ предусматривает заключение обычного трудового договора с условием прохождения испытательного срока для вновь принятых работников, исключая лиц, поступающих на работу впервые после обучения специальности. С бывшими выпускниками, принятыми на работу после профессионального обучения, может быть составлен срочный трудовой договор, порядок оформления которого утвержден в статье 59 Трудового кодекса.

Если при приеме на работу был составлен обычный, а не срочный трудовой договор и в нем не указан порядок испытания, считается, что работник принят без испытательного срока. После этого работодатель не вправе устанавливать какие-либо проверочные мероприятия для работника, кроме экзаменов по охране труда после соответствующего обучения.

Читайте также:
Объекты и субъекты хедхантинга, или «Охота за головами»

Трудовой договор со стажером необходимо заключить в письменной форме.

В контракте указываются: реквизиты сторон, их права и обязанности, даты начала и завершения стажировки, особенности и порядок расчетов со стажером (дата перечисления зарплаты, стипендии и пр. и их размер); условия исполнения обязанностей, место работы и ответственность сторон.

Работодатель заинтересован в том, чтобы оградить стажера от производственных, а также коммерческих рисков. Именно поэтому компании перед началом сотрудничества со стажером проводят инструктаж по охране труда, технике безопасности, заключают различные соглашения, предлагают подписать обязательства о неразглашении информации.

Оформление на работу стажера: какие внутренние документы компании подготовить

Процедура начала стажировки состоит из нескольких этапов.

Сначала от кандидата необходимо получить заявление. Оно составляется в свободной форме, по аналогии с заявлением о приеме на работу. Только в основной части документа указывается просьба о принятии на стажировку.

Вторым этапом является заключение срочного трудового договора. Основанием для этого послужит уже написанное заявление. В документе определяются конкретные условия будущей деятельности: длительность, оплата, обязанности.

Третий шаг – издание приказа. В нем закрепляется факт принятия на стажировку работника, указываются его куратор (или руководитель), период испытания и порядок оплаты. С оформленным приказом под подпись знакомится временный сотрудник.

ООО «Коммуникации»
12 июля 2020 года
Санкт-Петербург
ПРИКАЗ
О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ
Для ознакомления с правилами и порядком работы, а также в соответствии с правилами охраны труда
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести стажировку Гуляева Антона Павловича для допуска к самостоятельной работе в должности «Инженер» с 1 августа 2020 года.
2. Длительность стажировки составляет 15 рабочих дней.
3. Ответственным за проведение стажировки назначается старший инженер Серов В.В.
Директор Исаев А.В

После этого нужно составить план или программу стажировки. В документе отображаются основные вопросы, которые должен изучить работник, а также цели, которые ему нужно достигнуть, и задачи.

На предприятии либо может быть разработан шаблон этого документа, либо его составлением для каждого индивидуального случая занимается руководитель.

Обратите внимание: для выполнения всех этих процедур в компании уже должны действовать специальные документы, регламентирующие порядок проведения стажировки. Если таких внутренних бумаг нет, то прежде необходимо заняться их оформлением.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Решайте тесты при приеме на работу вместе с DigitalTests

Ведущие компании требуют от соискателей наличия определенных личностных, психологических, умственных и деловых качеств. Тестирование при приеме на работу используют такие организации как ФСБ, МВД, Банки (Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк), крупные корпорации (Роснефть, Газпром) и различные компании (Пятерочка, МТС).

Тесты, используемые при приеме на работу, могут применяться для экономистов, для бухгалтера, для юриста и менеджера, их использование зависит от работодателя, а результат может использоваться как для отбора кандидатов, так и для совокупной оценки.

На сайте DigitalTests есть настоящие бесплатные тесты для онлайн подготовки при устройстве на работу, максимально похожие на тесты SHL, Talent Q, Ontarget и другие тесты, применяемые при приеме на работу сотрудников в различные компании и организации.

Числовые тесты

Числовой тест при приеме на работу бухгалтера или экономиста позволит определить способности кандидата к анализу информации, представленной в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Вопросы тестов зависят от компании. Например, при приеме в Сбербанк они будут содержать задания на расчет процентов, дисконтирования и ставок.

Числовые тесты отличаются от математических тестов тем, что они не требуют знания специальных формул и сложных вычислений, а вся необходимая информация для решения содержится в вопросе.

Вербальные тесты

Вербальный тест широко используется при приеме юристов и адвокатов, поскольку позволяет оценить навыки работы с текстовой информацией, умения отличать факты от предположений и способности критического мышления кандидата.

Обычно правила работы с тестом заключаются в анализе отрывка текста и оценке ложности или правдивости утверждения относительно него. Такой тест позволяет объективно оценить навыки человека независимо от его культуры и традиций.

Вербальный тест при приеме на работу позволит определить, как хорошо кандидат понимает законы и прочие юридические акты.

Преимущества при подготовке к тестам с DigitalTests:

Лучшие бесплатные тесты на одном сайте

Тесты с ответами сразу и без рекламы

Доступны онлайн с любого устройства

Логические тесты

Тесты на логику используются для отбора кандидатов на работу требующую навыков и умений находить решения и справляется с задачами, содержащими новую информацию и незнакомые условия.

Как правило, тесты состоят из фигур, выстроенных в логической последовательности, в которой один из элементов пропущен. Чтобы его определить, нужно понять какой логике подчиняются фигуры.

Логические тесты часто используются для оценки навыков программистов, инженеров, технических работников и дизайнеров.

Индуктивные тесты

Тесты на индуктивное мышление направлены на исследование способностей человека приходить к общим выводам основываясь на частных суждениях и закономерностях.

Читайте также:
Как успешно пройти собеседование в банк

Индуктивное мышление широко используется для решения различных проблем и поэтому служит важным критерием отбора на позиции, где от кандидата требуются способности самостоятельного принятия правильных решений.

Тесты на индуктивное мышление используются на собеседовании при приеме на работу в ФСБ, МВД, а так же на позиции с высоким уровнем ответственности.

Статистическая оценка результатов тестов

Пройдя тест на сайте DigitalTest, вам будет доступна статистика вашего результата относительно результатов других участников. Наиболее популярные тесты, применяемые для отбора кандидатов:

Компании разработчики тестов способностей

Компании, занимающие лидирующие позиции на рынке консалтинговых услуг по оценке персонала, разрабатывающие тесты и личностные опросники. Вы, скорее всего, столкнетесь с их тестами на собеседовании при приеме на работу:

Как пройти тесты при устройстве на работу [Примеры в 2021 году]

Как пройти онлайн тесты для работы – один из самых частых вопросов российских соискателей. С каждым годом их использует все больше компаний, а от результатов зависит дальнейшее решение о трудоустройстве. Причем проходного балла здесь нет: кандидатов сравнивают между собой. А значит, работу получит только тот, кто больше остальных готовился к каждому этапу собеседования.

Процесс отбора

Перед тем как пригласить человека на собеседование, работодатель должен быть уверен в карьерном потенциале и способностях к обучению человека. Поэтому отбор кадров, как правило, начинается сразу после просмотра резюме и состоит из 4 этапов:

  1. оценка резюме на соответствие требованиям вакансии;
  2. отборочное онлайн тестирование;
  3. интервью, ассессмент;
  4. техническое собеседование, решение о найме.

Первый и второй этап проводятся online, интервью также иногда проходит в удаленном режиме. А ассесмент и профессиональное тестирование, как и техническое собеседование проходят в очном формате.

Онлайн тесты при устройстве на работу делятся на два типа:

  • 1) Для первичного отбора кадров
  • 2) Для профессиональной оценки на собеседовании.

Тесты способностей относятся к первому типу. Их проходят онлайн при найме на вакансии с большим конкурсом, массовые вакансии, а также при отборе руководителей и управленцев.

Ассессмент и входящие в него ситуационные, психологические задачи и упражнения по анализу кейсов относятся ко второму типу. Они оценивают профессиональные качества и наклонности человека. Проводятся на собеседовании, в присутствии рекрутеров.

Виды тестов на работу и методы подготовки

Перед тем как идти на собеседование, кандидат должен понимать, что конкретно оценивает работодатель. При первичной оценке смотрят на способности к анализу информации, которые развиваются на протяжении всей жизни человека, поэтому подготовка к таким испытаниям заключается в решении как можно большего числа аналогичных задач.

Тестирование способностей при устройстве на работу

Тесты способностей показывают работодателю потенциал кандидата. Они увеличивают объективность первичного отбора, помогают найти сильнейших претендентов, сравнить их с целевыми группами.

Топовые разработчики данных тестов – консалтинговые компании SHL и Talent Q

Тесты способностей бывают:

Вербальные

Вербальные испытания – это задачи по анализу текстов. К небольшому тексту прилагаются утверждения, которые придется подтвердить или опровергнуть. Есть несколько форматов вербальных вопросов:

  • оценка утверждения;
  • поиск одного верного или одного неверного утверждения;
  • определение мысли текста;

Время на вопрос – до 70 секунд, что, как правило, недостаточно, если человек не умеет решать подобные задачи.

Вербальные тесты оценивают способности к интерпретации информации и умение делать правильные выводы.

Целевая группа – сотрудники, работающие с информацией и текстами:

  • юристы;
  • маркетологи;
  • HR;
  • менеджеры;
  • финансисты;
  • экономисты;
  • редакторы и журналисты.

Числовые

Числовые задания направлены на оценку способностей по анализу чисел, графиков, таблиц. Здесь не нужна математика и разрешено использовать калькулятор. Главное, ориентироваться в условии и находить нужную информацию. Время на каждый вопрос также ограничено: как правило, дается 60-70 секунд. Главная сложность в том, что в условии много лишней информации.

Испытание оценивает способности к анализу чисел, таблиц и графиков. Это наиболее распространенный формат оценочных испытаний – их предлагают всем, кто, так или иначе, связан с данными:

  • аналитики;
  • бухгалтеры;
  • планировщики и экономисты;
  • менеджеры;
  • управленцы;
  • продавцы;
  • кассиры;
  • и т.д.

Логические

Этот формат знаком тем, кто проходил тестирование на IQ. Выглядят — как ряд картинок, на которых изображены объекты, меняющиеся по определенной логике. Соискателю придется определить последовательность и найти недостающую фигуру из предложенных вариантов.

Здесь оценивается способность анализировать абстрактную информацию и пространственное мышление. Логические задания используются реже вербальных и числовых, но встречаются в сферах IT, инженерно-технических работников, руководителей, и т.д.

Как пройти тесты способностей на работе

Главная проблема тестов способностей в том, что человека сравнивают с другими кандидатами на ту же должность, то есть проходного балла, в понимании этого слова, нет. Получается, что пройти отбор, не готовясь к нему, даже опытному и образованному человеку крайне сложно. Чем больше аналогичных задач решает человек, тем уверенней он ощущает себя на тестировании. Для закрепления навыка онлайн тесты на работу на собеседовании необходимо решать регулярно.

Тесты на профессиональные способности

Вторым этапом у кандидатов оценивают профессиональные наклонности и рабочий стиль. Этот этап проходит на собеседовании, в присутствии HR или экзаменаторов.

Цель – оценить, как кандидат ведет себя в типичных рабочих ситуациях, какие решения предлагает и как взаимодействует с людьми.

Читайте также:
Порядок и особености приема на работу работника с испытательным сроком

Работодатели проводят тесты на собеседовании для:

  • менеджеров;
  • управленцев;
  • руководителей;
  • финансистов;
  • маркетологов;
  • бухгалтеров.

Кроме оценки стиля, с их помощью проверяют лидерские, коммуникационные, стратегические навыки.

Ситуационные тесты

Ситуационные задачи проходят в устном или письменном формате, на компьютере.

Если тестирование проходит письменно, кандидат получает краткий сценарий, в котором описана типичная рабочая ситуация и варианты действия, среди которых придется выбрать лучший, или оценить каждый по степени решения проблемы.

В устой форме испытание проходит в виде ролевой деловой игры с асессором. Вариантов ответов нет — их придется предлагать самостоятельно.

Каждый ответ в тестировании говорит о наличии или отсутствии какого-либо качества. В каждой компании приняты свои стили работы, поэтому перед тем как проходить тестирование, кандидату важно понимать, какие пути решения тех или иных проблем предпочтительны у конкретного работодателя.

Как пройти ситуационные тесты

К СТ готовятся в трех направлениях:

  • тренировка на аналогичных задачах;
  • подбор сведений о компании, требованиях к вакансии и предпочтительных навыках;
  • сравнение результатов с другими пользователями.

В первую очередь важно понимать, какие навыки нужны для должности и работодателя. Рекомендуется пообщаться с работающими в компании сотрудниками, поинтересоваться о порядке трудоустройства у HR.

Следующим этапом учатся решать ситуационные задачи, чтобы понимать, как тот или иной ответ интерпретируется работодателем. Для этого подходят тренировочные ситуационные онлайн тесты.

В тренировочных задачах к каждому вопросу даются подробные комментарии. Так соискатель учится решать типичные рабочие ситуации и выбирать те ответы, которые описывают лишь его положительные качества.

А для оценки полноты подготовки, результат тренировочного тестирования сравнивают с другими пользователями сервиса.

Психологические тесты

Психологические тесты, в той или иной степени, используют в каждой компании. Иногда они входят в состав тестов потенциала (PiF), вместе с числовыми, вербальными, логическими и ситуационными задачами.

Цель методики – оценить психологические наклонности человека, понять его личностные ценности и мотивацию. В России и СНГ используют опросники СМИЛ, test Big5, Равена, Кеттела, КОТ, OPQ32 от SHL и другие.

Вопросы психологических опросников — это краткие утверждения, и несколько вариантов оценки: – «да», «не знаю», «нет». В ипсативном формате тестирования в одном вопросе 4 утверждения, из которых придется выбрать два: наиболее и наименее подходящее. В типичном опроснике 100+ утверждений и возвращаться к уже пройденным нельзя. Утверждения дублируют друг друга, что защищает от случайных ответов.

Результаты тестирования характеризуют психологическое и эмоциональное состояние человека. В каждом опроснике своя оценочная шкала, но практически все психологические методики построены на базе 5 качеств личности («Большая пятерка»):

  • добросовестность;
  • открытость познанию;
  • тревожность;
  • независимость;
  • доброжелательность.

Психодиагностические опросники используются силовыми структурами (МВД, ФСБ). Эмоциональное состояние критически важно для людей, ежедневно подвергающихся стрессу и обладающих определенными полномочиями. Еще одна роль психологических тестов – выявить качества, подходящие для должности.

Как пройти психологические тесты

По результатам психологических опросников, даже если по другим испытаниям проблем нет, работодатели нередко отказывают с формулировкой «не соответствует требованиям должности». Единственный способ показать нужные работодателю личностные качества – понять принцип психологических опросников, и научиться подбирать ответы. Научиться этому помогут учебные тесты по модели big5.

Перед собеседованием соискателю предстоит решить две задачи:

  • 1) найти информацию о предпочитаемых качествах в компании;
  • 2) научиться решать онлайн-опросники, выбирая нужные качества.

Тестирование бухгалтеров

Тесты для бухгалтеров – это отдельная категория оценочного тестирования. В отличие от предыдущих форматов, эти оценивают профессиональные знания человека. Кроме бухучета, проверяют знание бухгалтерских программ, законодательства, а также:

  • владение «1С»;
  • знание финансовой отчетности;
  • взаимодействие с налоговыми органами и контролирующими службами.

Работодатели сами решают, что включать в тестирование для прохождения кандидатом, используя базовые задачи и дополнительные вопросы

Подготовка к бухгалтерским тестам

Для подготовки подойдет тест онлайн прием на работу для бухгалтеров. В нем собраны вопросы, которые чаще всего попадаются на собеседовании. В отличие от числовых или вербальных задач, здесь нужны именно энциклопедические знания.

Будущему бухгалтеру рекомендуется определить области знаний, где у него больше всего пробелов. Для этого подходят тренировочные бухгалтерские задачи. После этого целенаправленно изучают соответствующую литературу и повторно проходят тестирование для сравнения результатов.

«Полезно следить за изменениями в законодательной сфере, вспоминать бухгалтерские проводки, изучать потенциального работодателя»

Заключение

Тестирование при приеме на работу приводит к отсеву до 2/3 соискателей. Причем тут не помогут ни опыт, ни рекомендации. Компании, которые используют подобные испытания, придерживаются четких порядков отбора кадров. Если человек не сдает тест, второй попытки у него уже не будет. С каждым годом оценочные мероприятия использует все больше российских компаний, например, «Пятерочка», «Сбербанк», их проходят сотрудники МФЦ и полиции. А поскольку проходной балл определяется результатами других претендентов на ту же должность, работу получит только тот, кто потратил на подготовку больше всего времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: