Особенности стажировки водителей

Стажировка водителей транспортных средств

Согласно действующему законодательству, для некоторых категорий работников предусмотрена стажировка. В соответствии со Статьей 225 Трудового кодекса РФ, стажировка предусмотрена для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Об этом же самое сказано и в пункте 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Пункт 11.4. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения:

  • Лица, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, должны пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ с обязательной индивидуальной стажировкой на рабочем месте и проверкой полученных знаний и усвоенных навыков.

Таким образом стажировка на рабочем месте должна проводиться:

  • при обучении лиц поступающих на работу с вредными условиями труда;
  • при обучении лиц поступающих на работу с опасными условиями труда.

Кто должен проводить стажировку водителей

Как мы уже знаем из Статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по организации стажировки возложена на работодателя:

  • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

То же самое указано в Пункте 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Когда в какие сроки проводится стажировка

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

  • Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Что, где и как доводят до водителя на стажировке

В очередной раз процитируем Статью 225 Трудового кодекса РФ:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Пункт 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29 дословно это повторяет:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Безопасные методы и приемы выполнения работ. Под этой формулировкой понимается обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС. В этом документе должно быть четко и последовательно описано какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на несколько рабочих смен. Количество часов стажировки устанавливается работодателем. В документе должна быть указана информация разбитая на следующие темы:

  • Рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;
  • Подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;
  • Погрузка и выгрузка автомобиля;
  • Маршруты движения;
  • Анализ возможных ДТП;
  • Пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводится на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель.

В процессе стажировки должен вестись стажировочный лист.

Окончание стажировки

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен. Об этом сказано в Статье 225 Трудового кодекса РФ:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Детального описания процесса экзамена нет, соответсвенно он может быть как устным так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29:

  • Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
Читайте также:
Как проводится собеседование с кандидатом

После приема экзамена в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте делается запись о прохождении стажировки. Согласно ГОСТ 12.0.004-2015, утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст, форма А.5 журнала инструктажа на рабочем месте имеет следующие графы:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
  • Причина проведения внепланового инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого;
  • Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).

Именно в последних столбцах, в графах 10 — 12, делается отметка о результатах прохождения стажировки.

Итог

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 212 и 225;
  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1;
  • ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда»).

Стажировка проводится перед допуском водителя к самостоятельной работе, в течение месяца после приема водителя на работу и после проведения с ним первичного инструктажа на рабочем месте. Продолжительность стажировки определяет работодатель.

Документальное обеспечение стажировки:

  • Программа стажировки;
  • Приказ о проведении стажировки;
  • Стажировочный лист;
  • Журнал инструктажа на рабочем месте.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 января 2021 года вступает в силу большое количество новых нормативных документов, связанных с автомобилями и их эксплуатацией. Актуальный список этих документов Вы можете найти в разделе “Альманах”.

В данной статье речь пойдет о новых правилах стажировки водителей при приеме на работу.

Документ, вступающий в силу с 1 января 2021 года, носит название “Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. Предшествующий документ имеет точно такое же название, однако по содержанию они очень сильно различаются. Например, традиционное понятие “стажировка” с 1 января будет заменено на понятие “испытание”. Кроме того, есть и еще несколько важных нововведений:

Что представляет из себя профессиональный отбор водителя?

Профессиональный отбор включает в себя:

  • подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
  • испытание.

Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.

Что касается второго этапа, то его традиционное название “стажировка” заменили на новый термин “испытание”.

Отмена собеседования при приеме водителя на работу

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

Испытание водителя вместо стажировки

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее – водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Читайте также:
Что включают в справку о прохождении стажировки

В данном пункте есть несколько важных нововведений:

1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

Обновленное содержание листа стажировки

18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

12. Лист испытаний содержит следующие сведения:

  • номер листа испытаний;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В данном пункте есть 2 важных нововведения.

Во-первых, сам документ переименован из листа стажировки в лист испытаний.

Во-вторых, из текста документа исключен раздел, содержащий замечания водителя-наставника по работе стажера.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что если Ваша организация занимается приемом водителей на работу, то до 1 января 2021 года ей придется пересмотреть порядок приема на работу, а также разработать новые формы документов.

Также рекомендую Вам ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта:

Кроме того, напоминаю, что на pddmaster.ru есть подробная статья, в которой описаны особенности стажировки водителей:

Удачи на дорогах!

Добрый день! В данный момент есть полное непонимание в вопросе “испытания” водителей в соответствии с п.7 Приказа Минтранса №264 от 29.07.2020. Судя по Приказу Минтранса нужно прописывать в трудовой договор срок испытания (по-старому стажировки), и получается, что работодатель лишается испытательного срока 3 месяца. можно ли и провести испытания в течение 2-3 дней и сохранить испытательный срок 3 месяца?

Елена-333, здравствуйте.

А какую задачу Вы хотите решить в данном случае? Чтобы работодатель имел возможность уволить работника в течение 3-х месяцев, но при этом работник фактически проходил испытание в течение 3-х дней?

С 1 января 2021 года указанные понятия не разделяются. То есть, Вы можете выбрать срок испытания по своему усмотрению, именно в течение этого срока работник будет фактически проходить испытание и в течение этого срока будет возможность уволить его без выплаты выходного пособия.

Удачи на дорогах!

Добрый день! Объясните, пожалуйста, ожидается массовый прием водителей с другой организации в связи с реорганизацией. По статье 70 ТК РФ срок испытания при приёме переводом работнику не может быть установлен. Но, по новым правилам, мы обязаны устанавливать испытание для всех водителей. Как быть в этом случае?

Вера2020, здравствуйте.

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, пункт 7:

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее – водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 70 ТК РФ:

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

То есть, в описанной ситуации испытание не требуется.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Максим вопрос по новому приказу № 264 Минтранса. Много не понятного . Я пытаюсь понять другое. К примеру у меня есть положение о стажировке, в котором описан порядок действий направления на стажировку водителя , в каких случаях она проводится , кем, кол -во часов ( предмаршрутная , маршрутная, с выездом , без выезда и тд. И как приложение к положению — листок стажировки. Который, собственно говоря и содержит в себе всю информацию : номер листа стажировки, фамилия, имя и отчество ) водителя; сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства; фамилия, имя, отчество водителя-наставника; дата и время прохождения, испытательный период; заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. В чем суть требований законодателя? Каждый водитель у меня принимается на работу с испытательным сроком 3 месяца. Мне нужно оформить лист стажировки и точно такую же информацию продублировать в листе испытания? Стажировку никто не отменял , она предусмотрена ТК. В каком документе теперь фиксировать ее результаты? Переименовать лист стажировки в лист испытания? И как я могу дать положительное заключение о допуске к самостоятельной работе после стажировки,( а она у меня 3 дня предмаршрутной и 7 дней маршрутной) если срок испытания( 3 месяца) не истек? И как понимать законодателя ,, Оформленные листы испытания (стажировки)» ? Так как написано — это по сути один и тот же документ. Вообще к этому приказу масса вопросов. Как тогда — если в организации при трудоустройстве были одного типа и модели ТС, в в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же маршруты….Стажировка не проводиться уже. А если перерыв в трудовой деятельности , связанной с управлением ТС был 10 лет. Стажировка не нужна ,можно сразу допускать к управлению ? Каким теперь нормативным документом это определено? статьей 212 ТК? В ней ничего об этом не сказано. Раньше эти позиции отображались в приказе 59. Где теперь

Читайте также:
Понятие и особенности рекрутмента

Сергей-997, здравствуйте.

2. Вы можете сделать один документ и назвать его “Лист стажировки (испытания)”.

3. Если водитель не меняет место работы, то испытание не требуется.

4. Если водитель имел перерыв в трудовой деятельности и устраивается на работу, то ему требуется стажировка.

Удачи на дорогах!

Не согласна с отменой стажировки или ее заменой на испытание. Это две разные вещи. Постановление Минтруда от 13.01.2003 № 1/29 пунктом 2.2.2 обязывает работодателя обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Водители относятся к этой категории. Т.о. полагаю, что по ноым правилам имеют место быть и стажировка и испытание. Каково ваше мнение?

Добрый день! Каким нормативным документом руководствоваться с января 2021 года при проведении инструктажей по БДД с водительским составом?

Ольга-315, здравствуйте.

Укажите реквизиты нормативного документа, который Вы использовали до января 2021 года. На их основании я проверю, действует ли старый документ и, если нет, поищу для него замену.

Удачи на дорогах!

Добрый день! При проведении инструктажа по БДД с водительским составом руководствовались приказом Минтранса от 15.01.2014 номер 7. Его отменили, чем теперь руководствоваться?

Ольга-315, здравствуйте.

Проверил, приказ номер 7 от 15.01.2014 года утратил силу, на замену ему документы не публиковались. Что делать в данной ситуации – не понятно.

К сожалению, это не единственный нормативный документ, который отменен с 1 января 2021 года и для которого не выпущена замена. С предрейсовым техническим контролем ситуация точно такая же.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Если водитель работает на школьном автобусе 11 лет,2018 году пересел с автобуса ПАЗ на Ford нужно ли его стажировать

Виктор-200, здравствуйте.

Сейчас водитель пересаживается на другое транспортное средство? Или Ваш вопрос относится к 2018 году?

В любом случае, если водитель не меняет работодателя, а просто пересаживается на другой автомобиль, стажировка не требуется.

Особенности стажировки водителей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июля 2020 года N 264

В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

23 ноября 2020 года,

регистрационный N 61064

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 29 июля 2020 года N 264

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

2. Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее – работодатели).

3. Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее – работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Профессиональные и квалификационные требования);

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4873; 2017, N 31, ст.4753.

Читайте также:
Что такое стажировка на предприятии

Профессиональный отбор включает в себя:

подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям; испытание.

4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.

6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

7. Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее – водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477.

8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.

12. Лист испытаний содержит следующие сведения: номер листа испытаний;

фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

дата и время прохождения, испытательный период;

заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (недопуске) водителя к самостоятельной работе.

13. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет.

14. Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 31, ст.5063.

Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2016, N 27, ст.4172.

Правила стажировки водителей при приеме на работу

При переходе на новое место работы каждому, вне зависимости от опыта, водительского стажа, классности, практических навыков вождения, требуется адаптация к новому транспортному средству.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет сделать это, не подвергая опасности жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Стажировка дает водителю возможность «почувствовать» машину, с уверенностью управлять ею в дальнейшем, избегая аварийных ситуаций.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательное регулирование

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

Этот документ опирается на нормы трудового законодательства, иных законодательных актов и представляет собой перечень необходимых условий, при которых водитель может быть допущен к управлению транспортным средством в конкретных условиях работы предприятия.

При этом, почасовые нормы проведения стажировки данным приказом строго законодатель строго не регламентирует. Сколько времени проводится стажировка, на каких условиях — решать работодателю, исходя из конкретных условий труда в организации.

Существует еще и Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 No 1/29, в котором скупо упоминается о стажировке, а также об экзамене после ее прохождения. Документ касается только водителей, которые перевозят опасный или вредный груз, а другие категории в нем не затрагиваются.

Читайте также:
Как верно отвечать на собеседовании

Кто стажер?

В каких случаях проводится стажировка водителей автобусов или автомобилей:

  1. Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа;
  2. Начинает работать на новом маршруте движения;
  3. Больше одного года не работал водителем;
  4. Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение;
  5. Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.

Посмотрите видео об обучении водителей автобусов:

Категории водителей

Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.

Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Стажировку иногда путают с испытательным сроком. Однако это разные вещи. Подробнее в этой статье.

Этапы стажировки

Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.

Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.

Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:

  • Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
  • Требования к безопасности управления ТС.
  • Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
  • Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
  • Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
  • Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
  • Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.

Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.

Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:

  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
  • При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.

Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:

  • Аварийных ситуаций и их устранения.
  • Вызова специальных спасательных служб.
  • Устранения мелких поломок ТС.
  • Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.

Здесь можно скачать образец программы стажировки водителя.

Мастер-наставник

Наставника для новичка выбирает руководство организации из водителей, безупречно выполняющих свои обязанности длительное время.

Основные требования к нему, это:

  1. Безаварийная езда в течение 12 месяцев на маршруте стажировки. Аварии, возникшие не по вине наставника, в расчет не берутся.
  2. Стаж наставника — важнейший показатель. Для водителей грузовиков и легковых авто его срок определен в 3 года и более. Обязательный стаж наставника, если речь идет о водителе автобуса, еще выше. Не менее 5 лет потребуется сотруднику в этом случае, чтобы ему могли поручить наставничество новичка.

При проведении стажировки на право управления микроавтобусом или автобусом в ее предмаршрутной части, как правило, водитель — наставник действует не один.

Подключаются специальные сотрудники транспортных служб, на которых возложены контролирующие функции, для совместной эффективной работы.

Экзамен

Для водителей, связанных с перевозкой опасных грузов, согласно новому положению упомянутого документа No 1/29, на предприятии имеют право провести итоговый экзамен.

Руководство организации отслеживает процесс стажировки. Обычно эта обязанность возлагается на главного инженера, или другого, аналогичного по статусу и квалификации, сотрудника. Окончательное решение по результатам принимает руководитель, и несет за него полную ответственность.

Оформление результатов

Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.

Пример такого документа:

В стажировочный лист, помимо общих сведений о работнике, реквизитов, обязательных для любого документа, включают и специальную информацию:

  • Сведения о транспортном средстве, на котором проводилась стажировка (модель, тип, марка).
  • Маршруты движения, время проведения, особенности проведения.
  • Сведения о мастере-наставнике, контролирующих стажировку лицах.
  • Компетентное заключение аттестованного специалиста, назначенного руководителем, обязанность которого контролировать стажировку, и координировать работу всех ее участников.

Стажировочный лист хранится в организации в течение пяти лет.

Оплата

Многие руководители, да и соискатели, уверены, что вопрос оплаты стажировки вообще не стоит как таковой, поскольку в Трудовом Кодексе нет отдельных статей об этой процедуре.

Читайте также:
Как правильно подготовиться к собеседованию?

Однако, это не совсем так. Следуя положениям статьи 59 ТК РФ, где речь идет о срочном трудовом договоре, время стажировки подлежит оплате.

Исходя из логики этой статьи, стажировка должна фиксироваться срочным трудовым договором. Сроки договора устанавливаются по времени стажировки. На основании его и возникает право соискателя, и обязанность работодателя произвести оплату.

Сумма всегда рассчитывается, исходя из минимального размера оплаты труда. Нарушение этого положения карается строго Трудовой инспекцией.

Стажировка водителей — обязательная, законодательно закрепленная процедура. Ее цель — помочь будущему сотруднику адаптироваться к новому транспортному средству, маршруту, максимально быстро и эффективно. Время стажировки и ее условия определяет руководитель организации — нанимателя.

Решение о приеме на работу по завершении процедуры принимается на основании стажировочного листа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Особенности стажировки водителей

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет>
  2. уметь плавно совершать повороты>
  3. поддерживать скорость без резких рывков>
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта>
  5. своевременно заканчивать маршрут>
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке>
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях>
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта>
  9. объявлять остановки>
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора>
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Читайте также:
Кто такие соискатели работы

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория —> ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной>
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа>
  3. 3 категория – водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа>
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов>
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа>
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа>
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок>
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера>
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

Когда сотрудник может уволиться без отработки

Все однажды заканчивается, и трудовые отношения между сотрудником и работодателем в том числе. Выясняем, в каких случаях после заявления на столе работник может не отрабатывать те самые две недели и может ли он передумать и остаться.

Что такое отработка и сколько дней нужно отрабатывать

В законе понятия отработки нет: таким термином принято называть установленный Трудовым кодексом период времени, за который работник должен предупредить работодателя о намерении прекратить трудовые отношения.

Как правило, речь идет о двух неделях начиная со следующего дня после написания заявления об увольнении, хотя есть исключения.

Например, руководители и спортсмены обязаны предупреждать о своем увольнении не менее чем за месяц.

А в ряде случаев, наоборот, сотрудник может объявить об уходе всего за три дня. Это относится к:

1) сотрудникам на испытательном сроке;

2) временным работникам, договор с которыми заключен не более чем на два месяца;

3) сезонным работникам.

При каких обстоятельствах работник может уволиться без отработки?

Самое распространенное (и очевидное) основание для сокращения периода отработки или увольнения вовсе без нее — соглашение сторон.

Еще одна причина — невозможность работника продолжать трудовую деятельность. ТК приводит в качестве примера зачисление в образовательную организацию и выход на пенсию, но на практике есть еще несколько причин:

1) переезд на новое место жительства;

2) уход за ребенком в возрасте до 14 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

3) переезд к новому месту военной службы супруги/супруга;

4) уход за тяжелобольным членом семьи.

Вахтовый работник, достигший пенсионного возраста, написал заявление об увольнении. Возник спор о том, увольнять ли работника сразу или по окончании вахты. Судом было принято решение об увольнении работника сразу после написания заявления, но в таком случае на работодателя не возлагается обязанность оплатить его проезд домой.

Однако не всегда эти условия признаются уважительными. Нередко для того, чтобы признать такие основания достаточными, требуются подтверждающие документы: справки, билеты на самолет, документы, подтверждающие покупку или аренду жилья в другом городе, Таким образом, суд может признать правоту работодателя и обязать работника отработать положенный срок, если сочтет основания недостаточными.

Кроме вышеперечисленного, ст. 80 Трудового кодекса обязывает работодателя уволить работника в указанный им в заявлении день, если желание уволиться вызвано неправомерными действиями работодателя:

1) несоблюдение законодательства;

2) нарушение условий локальных нормативных актов;

3) нарушение условий трудового договора.

Работник написал заявление об увольнении, указав в качестве причины нарушения закона со стороны работодателя. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что увольняться сотрудник не хотел и написал заявление на почве конфликта с начальством.

Читайте также:
Подбор профессионального персонала – это залог успешности бизнеса

Три инстанции встали на сторону организации. Причины написания заявления не влияют на законность увольнения. Решение об уходе работник принял самостоятельно, заявление не отзывал.

Верховный суд РФ с нижестоящими инстанциями не согласился. Он указал, что увольнение может быть незаконным. На нежелание работника уходить из организации указывает формулировка в заявлении. Таким образом, сотрудник не должен оставаться на доработку в организации после того, как написал заявление.

Какие категории работников предупреждают о своем увольнении на общих основаниях:

1) любые сотрудники, которые не могут ссылаться на основания выше;

2) пенсионеры, если они продолжили работать после выхода на пенсию;

3) беременные женщины (если только работодатель сам не пойдет навстречу);

4) несовершеннолетние работники.

О возмещении работником затрат на обучение при увольнении — Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2021

Между работником и работодателям был заключен ученический договор, однако до окончания срока обязательной отработки работник уволился в связи с досрочным выходом на пенсию и отказался возвращать стоимость обучения.

Первая инстанция взыскала задолженность в пользу организации. Апелляция сочла, что работник уволился по уважительной причине, поэтому затраты на обучение возмещать не должен. Кассация с апелляционным решением не согласилась. Работнику назначили досрочную страховую пенсию по старости более чем за год до увольнения. Он оставался трудоспособным и мог выполнять обязанности по ученическому договору и дальше.

Если сотрудник написал заявление перед уходом в отпуск или на больничный

Бывает, что сотрудник пишет заявление перед уходом в отпуск или на больничный. Это законно.

  • Работник обязан написать заявление об увольнении до того, как уйдет в отпуск. Если отпуск длится больше срока отработки, трудовой договор прекращает свое действие со дня окончания отпуска.
  • Если сотрудник после написания заявления об увольнении находится на больничном больше срока отработки, его увольняют в последний день отработки, не дожидаясь выхода из больничного.

Нет принципиальной разницы, просить работника уйти до начала отпуска или уволить по его окончании, ведь работодатель в любом случае обязан выплатить отпускные.

Больничный оплачивается из фонда социального страхования, отчисления в который поступали в период работы сотрудника, поэтому также нет большой разницы, увольнять работника до больничного или по окончании срока отработки.

Можно ли уволить работника, если он отозвал свое заявление об увольнении?

Статья 80 ТК предусматривает право работника отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении, то есть работник имеет право передумать даже в последний день.

Работник теряет право на отзыв заявления об увольнении лишь в двух случаях:

1) Если он просил отпуск с последующим увольнением. С первого дня отпуска работник не может передумать и остаться.

2) Если на его место письменно приглашен другой работник и работодатель не может отказать ему в приеме на работу. Например, работника позвали в порядке перевода от другого работодателя и он уже был уволен с прежнего места работы. Если же такой работник еще не был уволен со старого места работы или на эту ставку пригласили своего же работника, то работодатель может ему отказать.

Бесплатная бухгалтерия от Модульбанка

Считаем налоги и взносы, готовим отчётность, компенсируем штрафы и защищаем от 115—ФЗ

Порядок увольнения на испытательном сроке (нюансы)

  • Могут ли уволить во время испытательного срока?
  • Статья ТК об увольнении в период испытания по инициативе работника без отработки — как пишется заявление?
  • Как уволить сотрудника на испытательном сроке и после него по инициативе работодателя?
  • Увольнение работника как не прошедшего испытательный срок
  • Пошаговая инструкция при увольнении не прошедшего испытание работника и образец уведомления о непрохождении испытания
  • Итоги

Могут ли уволить во время испытательного срока?

Нередко в условиях договора при приеме на работу нового сотрудника прописывается период, в течение которого могут быть выявлены и оценены его профессиональные качества. Данный отрезок времени помогает сторонам понять целесообразность дальнейших взаимоотношений. Период испытательного срока может быть установлен с разной продолжительностью, в зависимости от занимаемой должности.

Испытательный срок не предусмотрен для:

  • беременных;
  • женщин, воспитывающих детей до 1,5 лет;
  • лиц, не достигших 18 лет;
  • выпускников образовательных учреждений.

Не попадают в эту категорию и работники по срочным договорам с продолжительностью не более 2 месяцев, а также лица, принятые в порядке перевода, и прочие граждане (ст. 70 ТК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе не требовать подтверждения статуса перечисленных выше лиц. Поэтому документы, подтверждающие такое положение, должны предъявлять сами работники.

Испытательный срок устанавливается лишь при приеме на работу нового лица. Если существует необходимость перевода на другую должность уже работающего сотрудника, испытательный срок не предусматривается.

Продолжительность испытательного срока и прочие условия стоит прописать в трудовом договоре, а также отразить в приказе при приеме на работу. Дальнейшее изменение этих условий допускается лишь по соглашению сторон.

Для большинства работников длительность испытательного срока составляет 3 месяца, на свое усмотрение работодатель может ограничиться и меньшим периодом. Для претендентов на руководящие должности, в том числе и для главных бухгалтеров, испытательный срок может быть продлен до 6 месяцев. Если договор заключается на срок от 2 до 6 месяцев, период испытания продолжается до 2 недель.

Читайте также:
Порядок и особености приема на работу работника с испытательным сроком

Причины увольнения на испытательном сроке могут быть те же, что и расторжение договора в прочих ситуациях. При этом в случае неудовлетворительных результатов работы принятого сотрудника выходное пособие работодатель вправе не выплачивать.

О прочих вариантах увольнения узнайте из материала «Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением?».

Дополнительную информацию о том, как осуществить окончательный расчет при увольнении, см. в материале «Расчет компенсации за неиспользованный отпуск по ТК РФ».

Важные особенности имеет не только увольнение на испытательном сроке, но и увольнение пропавшего сотрудника. И о них подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Статья ТК об увольнении в период испытания по инициативе работника без отработки — как пишется заявление?

Работник при увольнении на испытательном сроке может сделать это по собственному желанию. Трудностей с тем, как уволиться на испытательном сроке, никаких не должно быть. Но для этого необходимо письменно предупредить руководство организации за 3 дня до предполагаемого момента расторжения трудового договора. Если обе стороны согласны прекратить трудовые отношения ранее, то отработка на испытательном сроке, в том числе и 3-дневная, необязательна (ст. 78 ТК РФ).

Заявление в данном случае пишется в свободной форме с указанием причин увольнения. Например: «Прошу Вас уволить меня по собственному желанию до истечения срока испытания в связи с тем, что меня не устаивают условия труда на занимаемой мной должности».

Образец заявления для такого случая со всеми реквизитами вы можете увидеть в системе КонсультантПлюс, получив пробный бесплатный доступ.

Однако следует помнить, что если период назначенного испытательного срока истек, а руководство не изъявляет желания прекратить договор, сотрудник автоматически продолжает выполнение своих обязанностей на общих основаниях. Никаких дополнительных документов составлять не требуется. Однако при желании работника уволиться по собственной инициативе после окончания испытательного срока необходимо будет предупредить работодателя не менее чем за 2 недели.

В некоторых случаях при приеме на работу возможность прохождения испытательного срока не оговаривается. В таких случаях тоже необходима отработка в течение 2-недельного периода.

Расчет с работником при увольнении на испытательном сроке может производиться только в обычном порядке (зарплата, компенсация за периоды неиспользованного отпуска). Но на дополнительные выплаты, например, выходное пособие, можно рассчитывать при увольнении по собственному желанию только в случае, если это условие прописано в локальных нормативных актах.

Прочую информацию об особенностях начисления выходного пособия можно прочесть в материале «Облагается ли выходное пособие страховыми взносами?».

Как уволить сотрудника на испытательном сроке и после него по инициативе работодателя?

Прием на работу сотрудника с обязательным прохождением испытательного срока сопровождается не только записью об этом условии в трудовом договоре. Необходимо составить список требований и заданий, выполнение которых обязательно для дальнейшего зачисления в штат. Успешное прохождение испытательного срока включает, в том числе, и решение всех поставленных перед работником задач.

Если с работником изначально был заключен договор, в котором не оговаривается наличие испытательного срока или же отсутствует отдельное письменно соглашение об этом условии, расторжение договора как увольнение на испытательном сроке можно без труда оспорить.

Увольнение на испытательном сроке сотрудника, совершенное по инициативе работодателя, должно сопровождаться предупреждением самого работника о предстоящем факте за 3 дня (ст. 71 ТК РФ). Для этого сотруднику вручается письменное уведомление, содержащее причины увольнения и дату расторжения договора.

Определение сроков испытания имеет свои особенности. Этот период устанавливается в календарных днях, включая выходные и праздничные дни. Однако отсутствие сотрудника на рабочем месте в связи с иными ситуациями, в том числе по болезни и по неустановленным причинам, не входит в испытательный срок.

Если окончание испытательного срока приходится на нерабочий день, то последним днем исполнения должностных обязанностей в этом статусе считается предыдущий рабочий день. То есть если работодатель всё же увольнение на испытательном сроке решит провести, то уведомление необходимо будет вручить заблаговременно.

Как только срок испытания подойдет к концу, работник считается принятым на занимаемую должность, если трудовым контрактом не оговорено иное. Упрощенная процедура увольнения, доступная работодателям при испытательном сроке, теперь уже не действует, и на работника распространяются нормы, действующие для рядовой занятости.

Рассмотрим могут ли уволить, если сотрудник не справляется с возложенными обязательствами, а испытательный срок еще не окончен.

Увольнение работника как не прошедшего испытательный срок

Работодатель вправе расторгнуть договор с сотрудником, который не справился со своими обязанностями во время периода испытания, а также показал себя неспособным выполнять дальнейшую работу.

Увольнение на испытательном сроке можно провести и до завершения этого периода. Работодатель может расторгнуть договор с новым кандидатом и в самом начале его работы. Однако факт несоответствия занимаемой сотрудником должности придется подтвердить.

Подборка судебных решений по подтверждению работодателем неудовлетворительного результата испытания при увольнении приведена в системе КонсультантПлюс. Вы можете получить пробный бесплатный доступ и увидеть возможные риски.

Читайте также:
Как проводится собеседование с кандидатом

Перед тем как уволить сотрудника не прошедшего испытательный срок, следует выдать ему предупреждение об увольнении. Для этого работодатель оформляет уведомление о предстоящем расторжении трудового договора. В нем надо указать причины, по которым работник признан не выдержавшим испытание.

Образец такого уведомления разработали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и смотрите как оформить такой документ.

Выдать работнику уведомление нужно за 3 дня до издания приказа. Этот срок, как и основание для прекращения трудового договора с работником, не прошедшим испытание, действителен только на испытательном сроке. По истечении этого периода, если руководство не предпримет никаких действий по отношению к принятому сотруднику, уволить его на тех же условиях уже не получится.

К испытательному сроку не относятся следующие периоды:

  • отпуск (в том числе и за свой счет, учебный);
  • периоды нетрудоспособности;
  • периоды простоя на производстве, если сотрудник отсутствует в это время с ведома руководства;
  • отстранение от выполнения работ;
  • исполнение государственных или общественных обязанностей;
  • отсутствие на работе по невыясненным причинам.

Подробнее об оформлении невыходов на работу можно прочесть в статье «Как правильно оформить прогул работнику по ТК РФ?».

Командировки сотрудников входят в испытательный срок. Более того, по итогам выполнения командировочных заданий можно судить о соответствии работника занимаемой должности.

В течение всего периода деятельности сотрудника на испытательном сроке работодателю потребуется фиксировать факты выполнения или невыполнения заданий, подтверждая всё документально. При возникновении конфликтных ситуаций работодатель при увольнении на испытательном сроке может с помощью таких документов предоставить неопровержимые доводы, свидетельствующие в пользу некомпетентности сотрудника.

Доказательствами неудачного прохождения испытательного срока может служить информация из следующих источников:

  • акты о неудовлетворительном качестве продукции;
  • служебные записки и докладные непосредственных начальников и прочих служащих о неудовлетворительном качестве работы испытуемого работника;
  • протоколы заседания комиссии по обсуждению итогов испытательного срока;
  • отчеты работника о результатах его деятельности.

Если в период испытательного срока к сотруднику применялись дисциплинарные меры, то эти факты тоже могут служить доказательством его несоответствия занимаемой должности.

Кроме того, испытуемого работника необходимо ознакомить под расписку с правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией и прочими локальными нормативными актами.

Более подробную информацию об обязанностях работников кадровой службы на предприятии можно прочесть в материале «Кадровое делопроизводство с нуля ― пошаговые инструкции».

Пошаговая инструкция при увольнении не прошедшего испытание работника и образец уведомления о непрохождении испытания

При неудовлетворительном впечатлении нанимателя от сотрудника, проходившего испытательный срок, работодатель вправе его уволить как непрошедшего испытательный срок в упрощенном порядке (ч. 1 ст. 71 ТК РФ). Однако для этого потребуется соблюсти определенную процедуру, главной составляющей которой является уведомление о расторжении соглашения.

При оформлении следует учесть следующие тонкости:

  • уведомить об увольнении следует не позже чем за 3 календарных дня до намечаемого дня расторжения трудового соглашения;
  • если до окончания испытательного срока уведомление не предъявлено работнику, он считается успешно прошедшим испытание, и увольнение становится в упрощенном порядке невозможно;
  • в уведомлении обязательно следует указывать причину несоответствия должности;
  • запрещено принимать решение об увольнении, если работник находится в это время на больничном или в отпуске.

Пошаговая инструкция для увольнения на испытательном сроке может выглядеть следующим образом.

Во-первых, следует письменно уведомить работника, который не прошел испытательный срок, в котором обязательно отметить причину такого решения. Образец текста уведомления вы можете найти на нашем сайте по нижеприведенной ссылке.

Образец уведомления об увольнении работника, не прошедшего испытательный срок, вы можете скачать по ссылке ниже.

Во-вторых, надлежит издать приказ руководителя предприятия об увольнении этого работника. С текстом приказа увольняемый должен быть обязательно ознакомлен под расписку.

В-третьих, надо сделать соответствующую запись в трудовой книжке.

В-четвертых, следует произвести полный расчет по заработанным этим работником средствам. Окончательный расчет проводится с сотрудником в его последний рабочий день или в день обращения (если на работе в этот день уволенный отсутствует). Выходное пособие гражданам, не прошедшим испытательный срок, не выплачивается.

Вариации могут быть только в мероприятиях первого пункта. После принятия решения об увольнении на испытательном сроке может так случиться, что последует отказ от принятия уведомления. Тогда оформляется соответствующий акт, зафиксированный как минимум 2 свидетелями.

Итоги

Если сотрудник не прошел испытательный срок – как уволить его без нарушения закона, должен знать каждый работодатель. Оснований для увольнения на испытательном сроке может быть несколько больше, чем при обычном расторжении договора штатного сотрудника по инициативе работодателя. При этом размер выплат может быть меньше. Работник также вправе уволиться, если новое место и условия работы ему не подходят, без прохождения обязательной отработки сроком в 2 недели.

Однако не стоит забывать о длительности испытательного срока, по истечении которого придется расторгать трудовой договор на общих основаниях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: