Правила оформления на работу стажеров

Правила оформления на работу стажеров

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В ООО планируется взять стажера на должность бухгалтера (продукты питания), ранее он работал бухгалтером в организации, которая торговала непродовольственными товарами.
Какой необходимо заключить договор? Кто может быть стажером? Должна ли быть соответствующая единица в штате? Необходимо ли порядок стажировки закрепить в локально-нормативных актах? Обязательно ли наставнику производить доплату?

Понятие стажировки Трудовой кодекс РФ не раскрывает. В то же время существует ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правила проведения стажировок различных категорий специалистов, служащих, исходя из которых можно прийти к выводу, что целями стажировки являются изучение стажером передового опыта, освоение новых технологий, форм и методов организации труда, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе образования и приобретение практических навыков и умений*(1).
В Трудовом кодексе РФ понятие “стажировка” упоминается в самостоятельном значении в единственной норме – части первой ст. 59 ТК РФ, говорящей о случаях, когда с работником заключается срочный трудовой договор (“для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника”). Напомним, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Учитывая изложенное, если в процессе прохождения стажировки предполагается выполнение стажером той или иной работы, а не просто ознакомление, например, с технической и иной информацией, технологическими процессами и так далее, то, по нашему мнению, заключение трудового договора обязательно. Об отсутствии необходимости заключать трудовой договор можно говорить в ситуации, например, когда гражданин проходит в организации практику. В этом случае гражданин в организации только обучается, обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией, указанным договором определяется и порядок прохождения практики.
Если же гражданину с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст.ст. 56, 57, 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Отметим, что если предполагается выполнение работником всех трудовых обязанностей по должности бухгалтера, то с гражданином необходимо заключить трудовой договор именно по этой должности. Оформление стажировки возможно, лишь если предполагается иной, отличный от обязанностей бухгалтера, объем трудовых обязанностей (например, выполнение заданий наставника, отсутствие возможности самостоятельно подписывать какие-либо финансовые документы и т.п.).
При отсутствии в штатном расписании соответствующей должности работодатель должен ввести в него новые штатные единицы, наименование которых он вправе определить самостоятельно. По смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, смотрите также ответ Роструда, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”). Заключение с работником трудового договора о работе по должности, отсутствующей в штатном расписании, является нарушением трудового законодательства.
По общему правилу действующее законодательство не обязывает работодателя руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами при наименовании той или иной должности. Исключением являются случаи, когда в связи с работой по той или иной должности ТК РФ или иными федеральными законами установлены ограничения, льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ). Исходя из того, что должность бухгалтера не относится к таким исключительным случаям, мы делаем вывод о том, что работодатель вправе ввести в штатное расписание любую должность, обязанности по которой будут заключаться в выполнении работником отдельных поручений бухгалтера. Исходя из предполагаемых функциональных обязанностей, такая должность может называться, например, “помощник бухгалтера”, “бухгалтер-стажер”.
Стажировку могут проходить как лица, получающие образование, повышающие квалификацию, так и лица, образование уже получившие*(2).
Квалификационные требования по должности бухгалтер установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) и профессиональным стандартом”Бухгалтер”.
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров и иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(3), главных бухгалтеров организаторов торгов*(4), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(5), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(6) и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы бухгалтеров, главных бухгалтеров обществ с ограниченной ответственностью в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по указанным должностям. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, для большинства работодателей непубличных обществ – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) положения квалификационного справочника и профстандарта носят рекомендательный характер. Руководители названных организаций сами решают, кого они примут на должности бухгалтера или помощника бухгалтера.
Законодательством не предусмотрена необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, регулирующего порядок прохождения стажировки, однако работодатель вправе разработать соответствующий локальный акт (смотрите, например, ответ Роструда).
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора со стажером на безвозмездной основе не допускается*(7).
Наставничество может быть частью трудовой функции работника, в таком случае оплата труда наставника может включаться в оклад. Если наставничество не является частью трудовой функции работника и он согласен с возложением на него дополнительных обязанностей наставника, исполняемых им в свое основное рабочее время, такое возложение может быть оформлено либо путем совмещения должностей, либо путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, изменяющего его условия о трудовой функции работника.
Учитывая, что заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), то расширение должностных обязанностей работника должно влечь за собой и увеличение размера оплаты труда, согласованного сторонами изначально при заключении трудового договора исходя из прежнего объема этих обязанностей. Поэтому в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включить и условие о доплате за выполнение новых обязанностей.
Совмещение должностей возможно лишь в ситуации, когда должность наставника предусмотрена штатным расписанием организации*(8).

Читайте также:
Запись в трудовой книжке о приеме на работу с испытательным сроком

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Примерная форма срочного трудового договора со стажером (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма должностной инструкции помощника бухгалтера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма приказа о приеме стажера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 5, п. 13 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29.06.2015 N 151, а также ответы 1, 2, 3 Роструда на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(2) Смотрите подробнее в материале: Вопрос: Между ООО и гражданином РФ было заключено соглашение о прохождении стажировки сроком на три месяца. В соглашении оговорено, что отношения, регулируемые данным соглашением, имеют безвозмездный характер. Есть ли ограничение по срокам стажировки? Может ли ООО заключить (или отказать в заключении) новое соглашение с гражданином РФ на таких же условиях на новый срок? Обязано ли ООО после прохождения стажировки заключать трудовой контракт с ним? Какие обязанности у ООО возникают при приеме гражданина РФ на стажировку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.).
*(3) Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(4) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ “Об организованных торгах”.
*(5) П. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
*(6) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.
*(7) Смотрите подробнее в материалах:
– Вопрос: Студент, получающий второе высшее образование, хочет набраться опыта работы. Студент не направляется в организацию для прохождения практики. В ходе стажировки предполагается выполнение им определенной работы безвозмездно. Как можно оформить стажера в организацию на безвозмездной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.);
– вопросы-ответы Роструда 1, 2, 3, 4, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(8) Смотрите подробнее материал “Энциклопедия решений. Совмещение профессий (должностей) и штатное расписание”.

Как оформить стажера, чтобы не было проблем с трудовыми и налоговыми инспекторами

Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки (например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362), можно понять, что стажировка — это как получение теоретический знаний по определенной должности (профессии, специальности), так и закрепление полученных теоретический знаний на практике (на рабочем месте).

Читайте также:
Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении на испытательном сроке

Слово «стажировка» упоминается в ТК РФ в ст. 59 ТК РФ при установлении оснований для заключения срочного трудового договора. Так, срочный трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

В отношении некоторых категорий работников, законодательство непосредственно использует термин «стажер, стажировка»:

  • стажер адвоката, принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием (ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • стажировка водителей определенных категорий проводится (раздел 3 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12);
  • лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку (п.2 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2000 N 179 и Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000 г.);
  • помощники арбитражных управляющих проходят стажировки (п.1 Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 N 414);
  • обучение медицинских и фармацевтических работников проходит, в том числе, в виде стажировки (п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. N 66н).
  • механизм стажировки также используется органами занятости населения для приобретения опыта работы безработных граждан (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» 19.04.1991 N 1032-1).

Но нанимать на работу в качестве стажеров могут и в других правовых ситуациях:

  1. Прием на работу по срочному трудовому договору (на должность стажера или на иную должность) для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки;
  2. Заключение ученического трудового договора для обучения на получение образования без отрыва от работы;
  3. Производственная практика учащихся при заключении договора между обучающей организацией и компанией, готовой принять стажера.

Прием для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки

Ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочного трудового договора с работниками, если их работа связана с обучением в форме стажировки. Так как в данном случае предусматривается заключение трудового договора, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к трудовому договору ст. 57 ТК РФ.

При этом трудовое законодательство не обязывает принимать именно на должность «стажера», поэтому работник может быть принят и на иную должность, предусмотренную штатным расписанием компании.

Но для заключения срочного договора работодателю необходимо предусмотреть, чтобы работа, на которую принимается работник, была непосредственно связана с его стажировкой и профессиональным обучением.

В трудовом договоре указывается не только должность (вид работы), но и подчеркивается, что работа, поручаемая работнику, направлена на получение необходимых практических профессиональных навыков и умений.

Кроме того, в трудовом договоре со стажером необходимо зафиксировать срок его действия, который должен соответствовать сроку прохождения стажировки. Возможный срок стажировки законодательством не зафиксирован (кроме отдельных категорий работников, указанных выше), поэтому работодатель с работником вправе по своему соглашению определить срок стажировки и, следовательно, срок трудового договора.

При этом следует учитывать, что стажировка вряд ли может длиться многие годы, поэтому срок стажировки 3-4 года может вызвать сомнения у суда и проверяющих органов в случае обращения к ним работника.

Безусловно, работа в рамках данного трудового договора должна оплачиваться в размерах, не менее минимального размера оплаты труда.

Заключение с лицом, ищущим работу, ученического трудового договора

Ст. 198 ТК РФ предусматривает возможность заключать ученический договор с работником. Поэтому организация может предложить вам не работу, а учебу с последующей работой в этой компании.

При этом ученический договор должен содержать:

  • наименование сторон;
  • указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность работника пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем в течение установленного срока;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества.

Ст. 199 ТК РФ указывает, что ученический договор должен указывать на конкретную квалификацию.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации в письменной форме в 2-х экземплярах (ст. 200 ТК РФ).

Содержание ученического договора может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ). Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, то есть 40-часовой недели (или сокращенной рабочей недели при возрасте учеников мене 18 лет) (ст.203 ТК РФ).

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, ее размер стороны должны указать в ученическом договоре, и он не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.204 ТК РФ).

В соответствии с полученным документом о квалификации работодатель вносит в трудовую книжку работника запись о полученной им профессии, специальности, квалификации (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Читайте также:
Источники и методы набора персонала

Таким образом, в период обучения вы не получаете зарплату, а получаете стипендию и оплату за конкретно произведенную работу.

Производственная практика учащихся

В основании ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся обучающиеся, проходящие производственную практику.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями (п. 11 Положения о практике обучающихся, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (далее — “Положение “291), п. 8 Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154).

Производственная практика может проходить без оплаты, если студент лишь знакомится с производством, но не занимается профессиональной деятельностью. В таком случае нет необходимости заключать трудовой договор.

Если студент непосредственно выполняет работу на рабочем месте, то следует заключить с ним срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ, как договор связанный с практикой) с соответствующей оплатой не ниже минимального размера оплаты труда (п. 15 Положения № 291). Однако при этом обязанность работодателя заключать трудовые договоры с обучающимися, проходящими производственную практику, трудовым законодательством не предусмотрена (Определения Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 89-В08-6).

То есть если вы устроились только для прохождения практики, то ваше присутствие на предприятии связано только со знакомством с работой и может не оплачиваться.

Таким образом, прохождение стажировки регулируется законодательством только в отношении работников некоторых отраслей. В иных случаях оформление стажировки зависит от соглашения сторон.

Стажировка может быть оформлена срочным трудовым договором или ученическим договором. Кроме того, студент может стажироваться в рамках производственной практики, как с заключением трудового договора, так и без него.

ВНИМАНИЕ!

Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ

  • Зачем и когда нужна стажировка
  • Как правильно оформить стажировку
  • Положение о стажировке
  • Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?
  • Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец
  • Программа стажировки на рабочем месте. Образец
  • Итоги

Зачем и когда нужна стажировка

Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ ясно, что стажировка на рабочем месте нужна, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику необходимые практические знания и навыки для дальнейшей самостоятельной работы. В особенности для работы с соблюдением норм охраны и безопасности труда.

Стажировку не следует путать:

  • с ученичеством;
  • с испытательным сроком;
  • с прохождением студенческой практики.

Приказ о стажировке всегда следует после приказа о приеме на работу, и время стажировки засчитывается в трудовой стаж. Рабочее время стажера отражается в табелях и рабочих графиках подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, установленном трудовым договором.

Стажировка – форма выполнения законодательных требований по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия труда, чем выше ответственность за его результат – тем больше необходимость в прохождении стажировки.

Стажировка обязательна в профессиях, связанных:

  • с обслуживанием людей с применением транспортных средств;
  • с применением сложной техники и сложных производственных процессов, когда есть повышенный риск как для работника, так и для окружающих;
  • с работой с опасными предметами и веществами;
  • с обслуживанием людей в дополнительно регулируемых сферах: общественном питании, образовании, медицине и т. д.

О дополнительном регулировании в сфере общественного питания прочтите в материале «Особенности применения ЕНВД для кафе и ресторанов».

Как правильно оформить стажировку

Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

  1. Положение о стажировке.

Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

  1. Программа стажировки.

Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

  1. Приказ о стажировке.

Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

  1. Приказ о допуске к самостоятельной работе.

Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

Положение о стажировке

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Читайте также:
Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?

Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта – длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.

В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.

Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

Пример (продолжение)

Руководство кафе нашло нового повара и теперь принимает его на работу с назначением стажировки.

Образец приказа о стажировке, составленный в соответствии с утвержденным Положением, смотрите здесь.

Программа стажировки на рабочем месте. Образец

Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.

Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.

Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.

Если у вас есть доступ к К+, смотрите как подвести итоги обучения безопасности труда в форме стажировки. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к рекомендациям от экспертов К+.

Итоги

Стажировка – возможность (или необходимость):

  • для работника – получить нужные знания и навыки для самостоятельной работы;
  • для работодателя – убедиться в том, что работник способен работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних нормативов.
Читайте также:
Выбор системы отбора при найме новых сотрудников

Обязательность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.

Возможна ли стажировка без оплаты труда?

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Можно ли оформить стажировку без оплаты? И если да, то в каком виде?

ОТВЕТ

Стажировка без оплаты не предусмотрена трудовым действующим законодательством.

Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует прямо установленный порядок ее проведения и оформления. В связи с этим, по нашему мнению, работодатель вправе самостоятельно определить порядок проведения и оформления стажировки.

Однако работодателю необходимо учитывать, что в обязательном порядке стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, требуется оформление трудового договора с работником.

Примечание: Работодатель не обязан заключать со стажером ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя), если речь идет о профессиональном обучении на производстве.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует порядок ее проведения и оформления.

Стажировка в силу ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” является одной из форм дополнительного профессионального образования, когда работник, находясь на своей должности, закрепляет теоретические знания, полученные при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретает практические навыки и умения их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

О стажировке также говорится во многих ведомственных документах. Например, п. 2.15 Приказа Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 “Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации” определяет стажировку как практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.

Процедура, порядок и время стажировки могут быть различными и зависят от компании и отрасли, в которой она работает. К примеру, обязательная стажировка на рабочем месте установлена:

  • водителям, впервые принимаемым на работу или имевшим перерыв в трудовой деятельности более одного года, а также переведенным с одного типа транспортного средства на другое (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
  • работникам, у которых после специальной оценки условий труда рабочие места отнесены к категории с вредными или опасными условиями труда (П. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29);
  • электротехническому персоналу до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе свыше одного года (п. 1.4.8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6).

По отношению к выпускникам образовательных организаций основной целью стажировок является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2009 N 23-2/10/1-3359). Ведомство выделило два вида стажировок выпускников (п. 4 Письма N 23-2/10/1-3359):

  1. по полученной квалификации (цель – закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе предыдущего обучения);
  2. по освоенной области профессиональной деятельности по родственным направлениям (цель – закрепление на практике профессиональных умений, навыков и знаний, полученных в ходе предыдущего обучения, а также приобретение необходимых умений и опыта на конкретном рабочем месте).

Как правило, необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором трудится стажирующийся работник, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т.п.

  • права и обязанности стажеров и их наставников;
  • сроки и порядок стажировки;
  • ответственность и другие особенности.

Согласно п. 6 ч.2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Читайте также:
Психологические тесты при приеме на работу

Согласно позиции Роструда (см. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/72946): стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В период прохождения стажировки с момента приема на работу на стажера распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части социального страхования (Письмо N 23-2/10/1-3359).

Учитывая выше изложенное, с учетом анализа норм трудового права, с такими лицами заключают трудовые договоры, как срочные, так и на неопределенный срок, по основному месту работы либо по совместительству.

Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Чаще всего со стажерами оформляют срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Процедура устройства на работу стажера ничем не отличается от приема обычного сотрудника. В этом случае в приказе о приеме на работу указывают основание заключения срочного трудового договора.

Работодатель может заключать ученический договор не только с работником (в этом случае ученический договор является дополнительным к трудовому договору), но и с лицом, ищущим работу (которое еще не является сотрудником организации). Получать образование в этом случае можно как без отрыва от работы, так и с отрывом (ст. 198 ТК РФ). Ученические договоры заключаются, когда речь идет о профессиональном обучении на производстве. Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Если говорить о стажерах, то работодатель не обязан заключать с ними ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя).

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Трудовой договор со стажером: как оформить?

Хотите заменить на время стажером сотрудника в отпуске, ну или просто сэкономить, а не знаете, что говорит об этом законодательство? К сожалению, Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Но.

Тем не менее, трудовое законодательство (ст. 1 ТК РФ) предусматривает, что под действие трудового права подпадает любая деятельность, связанная с подготовкой и дополнительным профессиональным образованием сотрудников у конкретного работодателя.

Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки, например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 362, понять, как законодатель видит такой вид рабочего сотрудничества, все же можно.

Так, стажировка – это как получение теоретических знаний по определенной должности, профессии или специальности, так и закрепление полученных знаний на практике с присутствием на рабочем месте.

Несмотря на то, что ТК РФ не дает определения сути стажировки, само слово в Кодексе упоминается в статье 59. В ней говорится об основаниях для заключения срочного трудового договора. Такого рода срочный контракт подписывается с работником для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

При этом статья 59 ТК РФ предусматривает на период дополнительного образования заключение с сотрудниками срочных трудовых соглашений. Если стажировка осуществляется не по ученическому (студенческому) договору, когда молодых специалистов направляют на предприятие для прохождения производственной практики, то подобная деятельность должна оплачиваться. На период такой стажировки между компанией и сотрудником заключается письменное соглашение.

Составляется оно по типу трудового договора со всеми необходимыми нормами и разделами.

Статья 70 ТК РФ предусматривает заключение обычного трудового договора с условием прохождения испытательного срока для вновь принятых работников, исключая лиц, поступающих на работу впервые после обучения специальности. С бывшими выпускниками, принятыми на работу после профессионального обучения, может быть составлен срочный трудовой договор, порядок оформления которого утвержден в статье 59 Трудового кодекса.

Читайте также:
Правильное оформление трудовой книжки во время прохождения испытательного срока

Если при приеме на работу был составлен обычный, а не срочный трудовой договор и в нем не указан порядок испытания, считается, что работник принят без испытательного срока. После этого работодатель не вправе устанавливать какие-либо проверочные мероприятия для работника, кроме экзаменов по охране труда после соответствующего обучения.

Трудовой договор со стажером необходимо заключить в письменной форме.

В контракте указываются: реквизиты сторон, их права и обязанности, даты начала и завершения стажировки, особенности и порядок расчетов со стажером (дата перечисления зарплаты, стипендии и пр. и их размер); условия исполнения обязанностей, место работы и ответственность сторон.

Работодатель заинтересован в том, чтобы оградить стажера от производственных, а также коммерческих рисков. Именно поэтому компании перед началом сотрудничества со стажером проводят инструктаж по охране труда, технике безопасности, заключают различные соглашения, предлагают подписать обязательства о неразглашении информации.

Оформление на работу стажера: какие внутренние документы компании подготовить

Процедура начала стажировки состоит из нескольких этапов.

Сначала от кандидата необходимо получить заявление. Оно составляется в свободной форме, по аналогии с заявлением о приеме на работу. Только в основной части документа указывается просьба о принятии на стажировку.

Вторым этапом является заключение срочного трудового договора. Основанием для этого послужит уже написанное заявление. В документе определяются конкретные условия будущей деятельности: длительность, оплата, обязанности.

Третий шаг – издание приказа. В нем закрепляется факт принятия на стажировку работника, указываются его куратор (или руководитель), период испытания и порядок оплаты. С оформленным приказом под подпись знакомится временный сотрудник.

ООО «Коммуникации»
12 июля 2020 года
Санкт-Петербург
ПРИКАЗ
О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ
Для ознакомления с правилами и порядком работы, а также в соответствии с правилами охраны труда
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести стажировку Гуляева Антона Павловича для допуска к самостоятельной работе в должности «Инженер» с 1 августа 2020 года.
2. Длительность стажировки составляет 15 рабочих дней.
3. Ответственным за проведение стажировки назначается старший инженер Серов В.В.
Директор Исаев А.В

После этого нужно составить план или программу стажировки. В документе отображаются основные вопросы, которые должен изучить работник, а также цели, которые ему нужно достигнуть, и задачи.

На предприятии либо может быть разработан шаблон этого документа, либо его составлением для каждого индивидуального случая занимается руководитель.

Обратите внимание: для выполнения всех этих процедур в компании уже должны действовать специальные документы, регламентирующие порядок проведения стажировки. Если таких внутренних бумаг нет, то прежде необходимо заняться их оформлением.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор системы отбора при найме новых сотрудников

В организациях часто возникает вопрос о том, какими методиками руководствоваться при поиске и найме работников. Основная задача – это понимание того, где и когда будет работать человек. Здесь важна система отбора при найме на работу. Для того, чтобы она оказалась эффективной, нужно применять современные технологии отбора, оценки и найма персонала.

В первую очередь необходимо отличать понятия «набор» и «наем». Процесс набора кадров предполагает системный подход к реализации следующих пунктов:

  • анализ потребности в кадрах (настоящих или будущих)>
  • формулировка требований для персонала, которая точно определяет того, кто нужен компании, благодаря проведению анализа рабочего места и должности, а также описание данной работы, условия и сроки набора>
  • определение основных источников, от которых будут поступать кандидаты>
  • подбор и выбор методик для оценки и отбора соискателей.

Проблемы при найме на работу

Все организации, решившие нанять сотрудника, сталкиваются с вопросом, где найти будущего работника и как известить об открывшейся должности.

Выделяют два вида претендентов: внешний, состав которого – люди, не работавшие в этой компании, и внутренний, состоящий из работников организации.

В России наиболее популярны следующие виды источников:

  • объявления в газете>
  • объявления по радио>
  • частные агентства, занимающиеся подбором персонала>
  • объявления по телевидению>
  • люди, случайно попавшие в организацию в надежде найти работу>
  • службы, которые занимаются трудоустройством и прочие.

Если наем работников ведется вне организации, то в иногда кадровики спрашивают у работников о том, хотели бы их родственники стать сотрудниками компании.

Альтернативным вариантом является сверхурочная работа, то есть дополнительные часы для уже имеющихся работников. Такой подход сократит затраты на размещение объявлений о поисках сотрудника, и время не будет потеряно. Минус данного метода в том, что часто у работников возникает чувство усталости и повышается травматизм на производстве. Частые и длительные сверхурочные работы повышают затраты на персонал и понижают производительность труда.

Для удовлетворения поисков организации зачастую приходят на помощь специальные агентства, которые подбирают временного работника, обладающего необходимыми знаниями и соответствующей квалификацией. Велики преимущества использования такого подхода, так как временного работника можно принять на работу и уволить в любой момент, без выплаты премий и компенсаций, а также его не нужно обучать и заботиться о продвижении по карьерной лестнице. Минус кроется в незнании специфики работы компании, что может привести к спаду производительности труда.

Читайте также:
Порядок и особености приема на работу работника с испытательным сроком

Что включается в отбор?

Система отбора при найме на работу предполагает проведение собеседования с соискателем.

Для этого подготавливается список вопросов, ответы на которые важны для организации. Возможны вопросы подобного плана:

  • цели кандидата, с расчетом времени (краткосрочные, долгосрочные), почему человек готовился к ним и какими способами>
  • внерабочие цели соискателя на ближайшие 5 лет>
  • что человек хочет получить от жизни>
  • чем кандидата заинтересовала должность в организации>
  • важно ли для соискателя получить эту работу и почему>
  • заинтересованность кандидата: деньги или же работа, приносящая удовольствие>
  • слабые и сильные стороны соискателя>
  • как бы описал будущего работника его друг>
  • что является причиной для повышения усилий кандидата>
  • мнение кандидата о его образовании, достаточно ли его знаний для выполнения поставленных компанией целей>
  • аргументы соискателя при ответе на вопрос, почему именно он должен быть принят на свободную должность>
  • в какие сроки человек сможет проявить себя как работник организации>
  • планы соискателя на повышение квалификации и получение образования>
  • поведение кандидата в стрессовых ситуациях>
  • предыдущее место работы, интересна ли была работа для человека и чем>
  • что для соискателя важно в работе и почему.

Достаточно сложно выстроить систему отбора при найме на работу людей, претендующих на управляющие должности, такие как директор или руководитель, его заместитель. Существует ошибочное мнение менеджеров по подбору персонала. Заключается оно в том, что, чем выше должность, тем ответственнее должен быть кандидат. Из этого делается вывод, что мало претендентов соответствует этому требованию.

Подобный подход является показателем незаинтересованности вышестоящего руководства к подбору и найму персонала. Другая причина – это лояльность к человеку, ведущему отбор кандидатов, которую проявляют соискатели. Поэтому работникам кадровых служб требуются эффективные и надежные способы, благодаря которым будет осуществляться подбор и наем персонала.

Методы при отборе работника

Стоит выделить несколько методов, по результатам которых можно будет определить, нужен ли такой работник и отвечает ли он поставленным требованиям.

  1. Биографический метод. Данная методика позволяет оценить работника по биографическим данным.
  2. Произвольные письменные или устные характеристики. Описание работника в письменной или устной форме, включающее в себя то, что именно представляет собой кандидат, а также его достижения.
  3. Оценка результатов. Устное или письменное описание проведенных соискателем работ.
  4. Метод групповой дискуссии. Постановка проблемы в группе, ее решение и обсуждение. По результатам оцениваются личностные качества работника, его знания и прочее.
  5. Метод эталона. Проводится оценка будущего работника по эталону, который выбирается из наилучших сотрудников компании.
  6. Матричный метод. Происходит матричное сравнение качеств кандидата со списком желаемых.
  7. Метод принудительного и свободного выбора оценочных характеристик по готовым формам. Заранее прорабатывается форма, содержащая перечень качеств будущего сотрудника, и сравнивается с фактическими качествами.
  8. Метод суммируемых оценок. Суммируются те или иные проявления качеств работника и расставляются по шкале экспертных оценок.
  9. Метод заданной группировки работников. Под определенную модель требований подбирается человек или под подобранную ролевую структуру подбирается группа кандидатов.
  10. Метод тестирования. Прохождение тестов, благодаря которым выявляется уровень знаний о подготовке соискателя.
  11. Ранжирование. Данным способом определяется нахождение кандидата в линейке всех работников и расположение всех подлежащих оценке по рангу убывания.
  12. Метод попарных сравнений. Сравнение всех претендентов попарно по их качествам, а затем математическое ранжирование в порядке убывания.
  13. Метод балловой оценки. Происходит начисление или понижение баллов за достижения претендентов.
  14. Свободная балловая оценка. Начисление баллов в разовом порядке, а не в нормативном.
  15. Метод графического профиля. Строится график, соединяющий количественные значения по качествам кандидата. Затем график сравнивается с графиком работника – в идеале метод подходит не только при отборе на работу, но и для сравнения имеющихся работников между собой.
  16. Метод коэффициентов. Выделяют ряд оценочных факторов, определяются нормативные значения этих факторов для разных групп претендентов. Результат по факту сравнивается с нормативами, в итоге получаются разные коэффициенты, по которым производится оценка и сопоставление работников.
  17. Метод критического инцидента. Проводится оценка действий работника в критической ситуации, принятие ответственных решений, преодоление сложной ситуации и прочее.
  18. Метод индивидуального или свободного обсуждения претендента. Производится оценка планов и полученных результатов в свободной или предусмотренной программой форме.
  19. Метод самооценок и самоотчетов. Самооценка в устной форме перед коллективом. Если моральный и психологический климат благоприятен, то данный метод будет способствовать снятию напряжения в коллективе и поднимет ответственность.
  20. Методика шкалирования. Для каждого работника или кандидата устанавливается отдельное значение по шкале.

Данными методиками можно выявлять важные для работника характеристики, к которым относятся:

  • черты характера с моральной и этической точки зрения>
  • отношение к труду>
  • умение работать с другими людьми и находить с ними общий язык>
  • способность предвидеть ситуацию и принимать ответственные решения>
  • уровень знаний и опыт работы>
  • умение обращаться с информацией и документацией>
  • гражданская и общественная зрелость.
Читайте также:
Стажировки за рубежом для студентов

В каждом случае выбираются важнейшие пункты для выбора кандидата, а также к ним плюсуются необходимые качества. Система отбора и найма персонала должна отсеивать кандидатов, которые не соответствуют нормам компании. Часто на работу принимают людей, которые имеют нужное образование, но стоит принимать во внимание и другие критерии.

  1. Интеллект. Проверяется быстрота мышления, сообразительность, способность мыслить абстрактно.
  2. Физические способности. Анализируется информация об остроте зрения, скорости реакций, выносливости.
  3. Социальные способности. Коммуникабельность, способность к управлению, а также прочие социально полезные качества.
  4. Мотивация претендента. Денежная зависимость, любимая работа, стремление управлять людьми.
  5. Свойства личности. Способен ли человек на конфликт, насколько он эмоционален.
  6. Профессиональные знания и способности. Документальное подтверждение знаний и квалификации претендента.
  7. Профессиональный опыт. Документы кандидата, информирующие о его трудовой биографии.

Таким образом, кадровикам при отборе кандидатов приходится проводить достаточно кропотливую и трудоемкую работу. Вышеизложенные методы позволяют выстроить систему, которая поможет отбросить неподходящих людей и выделить идеальных работников, в которых нуждается компания.

Организация подбора персонала: все вопросы и полезные материалы

⏱ Время прочтения — 7 минут

1. Потребность в найме — это что и зачем?

Хорошо, когда в компании существует стратегический план по найму сотрудников на год, пять и больше лет вперед. В этом случае рекрутеры заранее знают, какие ресурсы им понадобятся в каждый отрезок времени.

В небольших организациях подбор обычно ситуативный и закрывает текущие потребности. Например, замена сотрудника, который уходит в декрет или длительный отпуск, подбор нового человека на место уволившегося.

Существует больше десятка способов оценить потребность в персонале. На нее влияет рынок в регионе, скорость и план развития компании, эффективность текущих сотрудников и другие факторы. В зависимости от кадровой политики компания может привлекать новые кадры или обучать персонал. Или сокращать.

Знание потребности в подборе персонала помогает:

  • Составить план закрытия вакансий.
  • Расставить приоритеты: кого искать первым.
  • Точно спланировать бюджет на подбор.
  • Быстрее находить кандидатов.
  • Строить кадровую стратегию, мотивировать, развивать и удерживать сотрудников.

2. Какие методы поиска сотрудников есть?

В зависимости от метода подбора компании выбирают разные инструменты поиска.

Массовый наём — поиск сотрудников на начальные позиции, которые не требуют специальной подготовки. Например, поиск разнорабочих, продавцов, водителей. Текучесть персонала на этих должностях может достигать 100% за год, поэтому компании ведут непрерывный поиск людей.

Поиск, как правило, оказывается непростым:

  • соискатели не умеют «искать работу»: находить вакансии, оценивать, насколько они соответствуют требованиям, не готовы долго вести переговоры с работодателем;
  • не все доходят до собеседования: у кандидатов низкая мотивация, и много работодателей-конкурентов воюют за их внимание.

Поэтому для массового найма используют чат-боты, обзвон кандидатов, поиск через рекламу в соцсетях и объявления в поисковиках.

Executive search (от англ. «поиск руководителей») — подбор управляющего персонала и редких специалистов. Его сложность в правильной постановке задачи и поиске человека, идеально подходящего под все требования. Может включать в себя хедхантинг — поиск и переманивание уже трудоустроенных сотрудников.

Как правило, таким поиском занимаются внешние рекрутеры (из кадровых агентств или фрилансеры), которые хорошо знают рынок, обладают нужными навыками для мотивации кандидата.

Обычный рекрутинг — поиск квалифицированного персонала среднего звена.

Прелиминаринг — практика и стажировки.

3. Что делать, если в компании нет рекрутера?

• Обратиться в кадровое агентство.
• Найти рекрутера-фрилансера, который специализируется на нужных вам сотрудниках. Например, на HRspace.
• Искать самостоятельно. В этой статье мы рассказывали как.

4. Как уточнить требования к вакансии и обязанности сотрудника?

Требования ко многим должностям сформированы в профессиональных стандартах. Но в каждой компании при организации подбора обнаруживаются свои требования и секреты успеха. Поэтому модели компетенций на разные должности обычно составляют, основываясь на опыте самых успешных сотрудников компании.

Чтобы понять, какие навыки и компетенции в компании нужнее всего, работодатели пользуются разными средствами оценки текущих сотрудников. Начиная от тестов, заканчивая внутренними собеседованиями. Еще один вариант — обратиться за помощью к консультантам или компаниям, которые помогут составить список требований, профессиональных навыков и личных качеств.

Подробнее про компетенции мы рассказали в этой статье.

5. Как написать текст вакансии?

Хорошая вакансия содержит не только сухой список требований и условий работы.

После прочтения кандидат должен понять:

  1. чем занимается компания;
  2. какие цели будут стоять перед новым сотрудником;
  3. почему эта работа лучше, чем у конкурентов;
  4. подходит ли кандидат подо все требования.

В этой статье мы рассказываем, как написать интересный текст. Также мы исследовали, почему некоторые вакансии на hh.ru собирают тысячи откликов. А еще рассказали подробнее, что писать про саму компанию: большинство кандидатов заходит на страницы работодателей на hh.ru, чтобы узнать больше о будущей работе.

6. Как определить зарплату?

Зарплата может быть средней, выше среднерыночной или ниже ее. От этого зависит процесс и результат найма.

С зарплатой ниже рынка искать кандидатов придется долго. Скорее всего, на такую вакансию будут откликаться кандидаты не очень высокой квалификации и начинающие специалисты.

Читайте также:
Вопросы для собеседования при приеме на работу

Если вы предлагаете высокий оклад, то готовьтесь не только к общению с профессионалами, но и с теми, кто откликнулся «на авось».

Несколько советов:
  • Перед публикацией вакансии изучайте рынок и зарплату у конкурентов в вашем регионе. Читайте в статье, как это правильно сделать.
  • Указывайте зарплату в вакансии. Это поможет собрать больше релевантных откликов.
  • Пишите размер оклада после вычета налогов. Большинство кандидатов ждет именно сумму «на руки», они будут разочарованы, если на собеседовании вы скажете обратное.

7. Зачем нужны реферальные программы?

Многие компании предлагают вознаграждение тем, кто рекомендует им подходящего кандидата, это ещё один из работающих вариантов при организации подбора. Обычно вознаграждение выплачивают после того, как новенький пройдет испытательный срок.

К поиску кандидатов подключаются сотрудники. Они рассказывают о вакансии друзьям и знакомым. Часто такая реклама оказывается эффективной, ведь люди доверяют личной рекомендации. Если верить западным исследованиям, сотрудники, пришедшие по реферальной программе, дольше работают в компании и более лояльны к ней.

8. Какие типы собеседований есть?

По методу проведения:

  • Групповые интервью: они подходят для массового найма.
  • Индивидуальные интервью.
  • Ассессмент-центры: это комплексная оценка кандидата, которая включает решение кейсов, презентации, групповую работу и так далее — в зависимости от целей работодателя.
  • Профессиональные тесты и тесты способностей.
  • Стрессовые интервью.

Интервью по типам вопросов:

  • Поведенческое: работодатель узнает о том, как кандидат действовал в разных ситуациях в прошлом, и на основе этого делает выводы, как он будет работать в будущем и добьется ли успеха в его компании.
  • Кейс-интервью: работодатель предлагает проблему, которую нужно решить.
  • Проективное интервью. Чтобы лучше понять кандидата и избежать социально желательных ответов, работодатели задают проективные вопросы: просят кандидата высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми он никак не связан. Кандидату не нужно говорить о себе, поэтому он начинает действовать свободнее. Но так как человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер делает из его рассказа полезные выводы.

Кроме собеседований, работодатели используют и другие способы оценки. О них мы рассказали в отдельной статье.

9. Как оценить результат подбора?

Искали вы сотрудника сами или с помощью внешнего рекрутера, важно оценить результат. Ведь на поиск ушло столько сил, денег и времени!

В разных компаниях по-разному оценивают результаты, но самые популярные метрики выглядят так.

a. Время найма

Отрезок времени от начала поиска до выхода человека на работу. Меняется в зависимости от профессии, ситуации на рынке, времени года и так далее. Сравнивая и оценивая время найма, можно оценить качество работы рекрутера.

b. Эффективность разных источников, качество и количество откликов

Помогает разобраться, какие каналы лучше работают для привлечения сотрудников в компанию и на конкретную должность.

  • Сколько просмотров было у объявления в разных источниках?
  • Сколько людей оставило отклик?
  • Сколько кандидатов пришло из каждого канала (с сайта по поиску работы, через реферальную программу, из соцсетей и так далее)?
  • Откуда были самые релевантные отклики?
  • Сколько людей пришло на собеседования?
  • Откуда пришел принятый в компанию человек?
c. Стоимость найма

В стоимость подбора входят не только все затраты на размещение и рекламу вакансии, но и стоимость времени рекрутера, потраченного на закрытие вакансии.

d. Удовлетворенность менеджера кандидатами и удовлетворенность сотрудника работой
e. Процент уволившихся в первый год кандидатов

Эта метрика говорит о качестве подбора. Обычно за год сотрудник успевает только влиться в работу и приносит мало прибыли компании. Зато компании приходится тратить на него много ресурсов, включая внимание руководителей и помощь коллег. Поэтому увольнения в первый год работы дорого обходятся компании, учитывая затраты на подбор.

Если человек уволился по собственному желанию, возможно, реальная работа не соответствовала тому, как рекрутер рассказал о ней в вакансии и на собеседовании. Если увольнение произошло по инициативе работодателя, вероятно, выбрали не самого подходящего кандидата.

Метрики помогают оценить качество работы рекрутера. Многие системы управления персоналом автоматически следят за результатами. Например, специальная вкладка с анализом и статистикой есть в системе Talantix.

10. Что делать с теми, кто не подошел?

Обязательно ответить им: поблагодарить за отклик и правильно отказать.

Некоторых из кандидатов стоит взять на заметку. Если человек вам почти подходил, всегда есть шанс, что он окажется вам нужен в будущем, когда наберется опыта.

Собирать и хранить такие резюме удобно в системе управления персоналом Talantix. Можно оставить комментарии к каждому соискателю и вернуться к ним в любой момент.

А что делать дальше?

Впереди у новенького — сложный процесс адаптации. Он нужен, чтобы за три месяца новый сотрудник не заскучал, не перегорел и принес пользу компании.

Кажется, самое время насладиться результатами вашей организации и вернуться к подбору начиная с пункта № 1?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: