Проблемы трудоустройства выпускников

Почему студента не берут на работу?

Кристина Иванова

‎Рекрутеры говорят: самая высокая конкуренция при поиске работы у ТОП-менеджеров и у студентов. Почему же так происходит? Дело не только в отсутствии опыта. Молодые кандидаты кажутся работодателям непредсказуемыми.

Сегодня вы учитесь на очном и хотите стабильной работы в крупной корпорации, а завтра прошли курс популярного блогера, уехали на поиски себя на Бали, вышли замуж или организовали стартап.

С одной стороны, работодателю выгодно нанимать студентов, которые еще ничего не умеют, и делать из них «своих» специалистов. С другой стороны, нет никаких гарантий, что после вложенных средств, времени и усилий вы не захотите попробовать что-нибудь новое или уйти к конкурентам.

Кроме того, конкуренция среди людей, получающих высшее образование с каждым годом становится больше. По данным исследований: 3 из 4 выпускников средних образовательных школ и 90% учащихся гимназий собираются поступать в ВУЗ.

Разберем по порядку почему студентов не хотят брать на работу.

«Отсутствие опыта работы»

Компании часто ищут кандидатов без опыта работы на Junior-позиции, предлагая получать навыки за минимальную оплату труда. В ситуации конкуренции работодатель предпочтет соискателя с большими преимуществами и опытом работы. Их не нужно обучать, они быстрее смогут приступить к полноценной работе.

Возникает вопрос: как человеку без опыта получить его, если компании в основном принимают тех, у кого есть опыт? Всё не так безнадёжно, как может показаться. Эйчары говорят, что проблема в желании выпускников сразу получать большую зарплату.

Будьте готовы, что первое время платить могут мало. Но если хотите продолжать работать в этой компании или по этой специальности, и в будущем получать полноценную зарплату, то стоит проявить себя и потерпеть низкий доход в начале. Хорошо, если вы упомяните на собеседовании, что осознаете нехватку опыта и готовы учиться.

«Недостаточно знаний для работы в конкретной компании»

Этот пункт частично связан с предыдущим. Студенты и недавние выпускники сразу подают резюме в крупные и известные компании. Однако компании отказывают ввиду недостаточной компетентности.

  • Первый — попробовать сначала устроиться на стажировку в данную компанию. Стать стажером в крупной компании гораздо проще, чем попасть на полноценную работу. К тому же будет время понять: точно ли это та самая работа мечты.
  • Второй — набраться опыта в другой компании, поменьше. Отработав год, два на рынке, получив профильный опыт, можно смело снова пытаться трудоустроиться в команду мечты. Упорство, целеустремленность и верность принципам — эти качества HR-ры ценят, как и сами работодатели.

«Нет релевантного опыта»

Если с отсутствием опыта работы понятно, то почему не берут с опытом работы? Такое может быть, если для выполнения обязанностей нужны конкретные скиллы. Например, знание определенного языка программирования, публичных выступлений или опыт синхронного перевода.

Если решили попробовать себя в новой сфере – начинайте со стажировки, которая предполагает обучение. Так вы получите базовый опыт, бесплатное обучение и fast-track при трудоустройстве. Здесь принцип такой же как в университете: сначала вы работаете на зачетку — потом зачетка начинает работать на вас. Постарайтесь во время стажировки зарекомендовать себя как усердного, ответственного сотрудника, который может и хочет учиться.

«Плохое резюме»

Каждый день рекрутерам приходится рассматривать десятки резюме студентов. Неправильно составленное или слишком шаблонное резюме сильно снижает шансы на трудоустройство. Кроме того, в резюме студенты часто допускают ошибки.

Общие фразы

Например, студент хочет устроиться в IT-компанию. В резюме указывает: «знаю 2 языка программирования». Пишите конкретно: знаю JavaScript 5/10 и C++ 6/10. Избегайте стереотипных фраз: коммуникативный, ответственный, целеустремленный. Вместо этого приведите примеры того, как используете и применяете эти качества. Например, являюсь старостой академической группы, состою в команде КВН, выступаю за сборную университета.

Грамматические и орфографические ошибки

Наш совет соискателям: используйте предложения без сложных оборотов и конструкций. Перечитайте резюме несколько раз, чтобы убедиться, что не допустили ошибок. Для большей уверенности, проверьте текст в онлайн-сервисах: Яндекс.Спеллер или Onlinecorrector.

Не указаны достижения или навыки

Покажите, что вы не амеба. Расскажите о студенческих, волонтерских и учебных достижениях. Вспомните пару примеров, которые выгодно выделят вас среди других кандидатов. Поймите, что рекрутер не сможет оценить вас, если вы не расскажите о своих качествах, важных для должности.

«Стереотипы»

Некоторые рекрутеры воспринимают студентов как ненадежных сотрудников. Опоздания, прогулы, срывы дедлайнов – все это очень пугает работодателей. Из-за очной учебы может не хватать времени на выполнение рабочих задач, а еще полагается оплачиваемый отпуск на время сессии.

Покажите, что вам можно доверять: выполните тестовое задание в оговоренные сроки или обсудите трудоустройство после прохождения стажировки. Возможно работодателю неважно, когда и где вы будете выполнять обязанности и вам предложат удаленную занятость.

«Нет четких целей и мотивации»

Рекрутеры не любят соискателей, которые просто ищут работу или хотят подработать. У таких кандидатов в графе желаемая должность перечислено сразу несколько несвязных сфер деятельности. Готовьте отдельное резюме для каждой вакансии, основываясь на требованиях к кандидатам и требуемому опыту.

На собеседовании продемонстрируйте, что готовились ко встрече, а не случайно оказались перед HR-ом, даже если компания сама нашла ваше резюме и пригласила на беседу. Проявите заинтересованность: подготовьтесь, порепетируйте ответы на частые вопросы, изучите, чем предлагают заниматься, узнайте про корпоративную культуру. Не мотивированных кандидатов, которые просто пришли посидеть и послушать, как правило, не берут на работу.

Читайте также:
Правила приема на работу иностранных граждан в 2014 году

«Сокращение рабочих мест»

К сожалению, пандемия сильно повлияла на рынок труда. Первыми под сокращение попали стажеры и студенты. До 2022 года, все время течения пандемии, на молодежном рынке труда неспокойно: количество резюме junior-специалистов в разы превышает количество предложений.

Кроме того, опытные сотрудники, оставшись без работы, стали активными участниками рынка труда и составили конкуренцию молодым специалистам. В ситуации кризиса работодатели ищут тех, кто готов сразу приступать к обязанностям. Когда есть выбор, студентов и недавних выпускников без опыта неохотно принимают на работу.

«Фотографии в купальнике в социальных сетях»

По данным исследования hr- компании HeadHunter 84% компаний проверяют профили кандидатов в соцсетях, 72% таких работодателей принимали решение не брать соискателя на работу после оценки их личной страницы.

Даже если вы не указываете в резюме ссылки на соцсети, рекрутеры могут их найти. Перед тем, как отправить отклик в компанию проверьте аккаунт на наличие сомнительного контента, который может повлиять на решение о принятии на работу. Или закройте страницу от просмотра в настройках аккаунта.

«Не зацепили рекрутера на собеседовании»

Собеседование — главный этап отбора. На нем нужно произвести положительное впечатление, поэтому вот несколько советов.

  • Одевайтесь опрятно и в деловую одежду.
  • Не опаздывайте, а лучше придите пораньше на 5-7 минут.
  • Не пытайтесь врать — это можно легко проверить.
  • Приводите больше конкретных примеров.
  • Перечитайте резюме, чтобы на собеседовании не было нестыковок.
  • Главное — не бойтесь.

Говорите, что можете работать в команде, то расскажите про групповой проект в университете или на практике в другой компании. Заявляете, что способны работать в сложных условиях, то также расскажите о ситуации, когда приходилось это делать.

Рекрутеры смотрят и на коммуникативные навыки. Из-за страха вы можете сказать не то, что хотели на самом деле. Постарайтесь найти способ расслабиться и говорить уверенно и четко. Так будет больше шансов, что вами заинтересуются и пришлют вам job offer.

«Провал на тестировании»

Иногда кажется, что собеседование прошло отлично, но заветного оффера так и нет. Возможно причина в плохом тестовом задании. Многие компании устраивают дополнительные проверки кандидатам после собеседования.

Форматы бывают разные: тесты, кейсы, ассессмент сессии, деловые игры и много другое. На результаты испытаний могут повлиять такие факторы, как стресс, невнимательность, недостаточная скорость поиска информации. Почти все причины связаны с недостатком опыта в решении задач, особенно если это первая работа.

Что делать, если не хотят брать на работу после собеседования?

Не расстраивайтесь. Отказ — это не всегда плохо. Возможно рекрутер увидел то, что вы пока не смогли заметить. Например, вам будет абсолютно некомфортно работать в этом коллективе, и вы сами уйдете через неделю. Иногда дело совсем не в вас: вакансию могли закрыть или сотрудник, на чье место в компании вы претендовали решил остаться. Попросите у работодателя обратную связь, чтобы определить свои точки для роста.

Что делать — тренироваться. Найти примеры тестирования по выбранной специальности в интернете, желательно той же компании, где собираетесь работать. Засеките время и решите парочку тестов. Тогда на настоящем испытании вы будете знать, что делать и не станете волноваться.

Посещайте карьерные события в своем городе или учебном заведении, где представители компаний рассказывают, как правильно проходить такие отборы и предлагают в игровой форме справиться с заданием. Кстати, на одним из заданий конкурса «Золотая стажировка» решают реальное тестовое задание от компаний. По итогам решенных кейсов лучших участников пригласили на этап отбора на стажировку.

Таковы основные причины, почему студентов не берут на работу. Как говорится предупреждён — значит вооружён. Теперь вы вооружены перед поиском работы мечты. Удачи во всех начинаниях.

Выпускникам тут не место. Почему молодым стало еще сложнее найти работу

В июле 2021 года более миллиона человек, закончивших вузы и колледжи, выйдут на рынок труда. Из-за пандемии коронавируса они столкнутся с серьезными проблемами при поиске работы по профессии.

С красным дипломом – в курьеры?

«Мы единственные, кому нужны ваши высокие оценки», – с таким лозунгом несколько лет назад начала рекрутинговую кампанию одна из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания. Выпускников, окончивших учебные заведения с красным дипломом, предложили трудоустроить курьерами без испытательного срока и сразу на должность старшего по доставке. Сегодня, во времена пандемии, это предложение уже не кажется таким эксцентричным. Спрос на курьеров в прошлом году вырос почти в три раза, в начале текущего – в пять. Это, пожалуй, единственная профессия, представители которой могут похвастаться увеличением доходов в столь непростые времена (+40% в Петербурге за прошлый год, по данным hh.ru).

Так, согласно информации SuperJob, в Северной столице пеший курьер может получать до 95 тыс. рублей. Неудивительно, что 40% россиян в ближайшие годы рассматривают возможность пойти работать курьером, как, например, петербурженка Дарья. Девушка прошлым летом закончила вуз, получила профессию специалиста по рекламе и связям с общественностью, но вот уже год развозит еду по городу на самокате.

Читайте также:
Прохождение профосмотра при приеме на работу

«Сначала я попробовала устроиться в пресс-службы компаний и городские СМИ, но везде либо сразу отказывали, либо предлагали зарплату 20-25 тысяч рублей, отмечая, что в сложившихся условиях это «хороший вариант», – говорит Дарья. – Работая курьером, я получаю в три раза больше».

И сегодня это не удел студентов и малообразованных, как считалось раньше. На самокатах и велосипедах с фирменными сумками по городу разъезжают социологи, инженеры и даже врачи. Конечно, проучившись пять лет в университете, я бы не хотела надолго оставаться в этой профессии, но пока других вариантов нет.

Нет стимула

В 2020 году на рынок труда вышли 1,5 млн человек (выпускники вузов, колледжей и некоторые школьники). Работу им пришлось искать в условиях 40% падения предложений для молодых. В этом году к ним присоединятся еще как минимум миллион человек. Проблему с трудоустройством молодежи увидели и наверху. Буквально на днях премьер-министр Михаил Мишустин объявил о помощи выпускникам колледжей и вузов, которые из-за распространения коронавируса не смогли начать свою карьеру. Для этого программу субсидирования найма продлят до 27 декабря и включат в нее молодых людей, которые завершили обучение в прошлом году и зарегистрировались в центрах занятости. Работодателям будет выплачено по три МРОТ плюс страховые взносы.

Правда, как отмечают специалисты, сумма столь незначительна, что вряд ли станет стимулом для бизнеса. Кроме того, проблему эксперты видят не только в обострившейся в пандемию конкуренции и невозможности пройти производственную и преддипломную практику, которая для многих учащихся была шансом устроиться на работу и набраться опыта, но называют и не связанные с коронавирусом факторы.

«Проблема старая, и она усугубляется не только из-за пандемии, но и в целом из-за медленного роста экономики страны, не интегрирующей в себя молодых специалистов, – говорит кандидат психологических наук, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в СПб Елена Кудрявцева. – Нет стимула для развития малого бизнеса, открытия стартапов, которые традиционно забирают основную массу обученной молодежи. Крупный же бизнес, как правило, настроен на выявление лучших, а не массовое включение выпускников. Тем более сейчас, когда нужно сохранить имеющийся персонал, корпорациям не до новых кадров. Поэтому проблемы сегодня не будут испытывать в основном те выпускники, чьи профессии востребованы в быстро растущих отраслях – IT-индустрия, биоинженерия, фармацевтика и медицина. Остальным придется приложить немалые усилия или выбрать работу не по специальности. И мы видим, что многие обладатели вузовских дипломов сегодня уходят в непрофильные профессии: продажи, курьеры. К сожалению, у россиян очень короткий «разбег» для создания карьеры – в 22 года ты «еще слишком молодой и неопытный», а в 45+ уже «устарел» для рынка труда. Пик заработка приходится на 37 лет – такого нет ни в одной развитой стране мира». Обычно зарплата растет вместе с опытом, достигая пика к пенсионному возрасту. И пока ситуация с возрастной дискриминацией не меняется в лучшую сторону. Государственные субсидии в решении проблем с трудоустройством молодежи или пенсионеров существенно помочь не смогут. Политика государства на рынке труда на данный момент ориентирована исключительно на снижение безработицы, а вот стоимость труда и его качество не являются предметом регулирования.

В итоге все где-то работают за небольшие деньги, но росту ВВП и благосостояния самих граждан это способствует мало.

Почему не берут начинающих?

Руководитель пресс-службы крупнейшего сервиса по поиску работы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова: «Отсутствие стажа – основная проблема, с которой сегодня сталкиваются молодые специалисты. Однако ее можно частично решить и при составлении резюме указать стажировки, участие в проектах, которые коррелируют со специализацией вакансии. Согласно нашим исследованиям, 31% работодателей СЗФО в этом году вовсе не указали требование о наличии опыта работы в своих вакансиях. Как правило, это такие сферы как «Продажи» и «Административный персонал» (см. инфографику). Более того, основная причина отказа молодым заключается не в отсутствии стажа (только 13% отказов), а в завышенных зарплатных ожиданиях (71%), несоответствии корпоративной культуре (42%) и нехватке теоретических знаний (28%). При этом не стоит забывать и о сильных сторонах молодых специалистов. Почти каждый второй опрошенный нами работодатель готов нанять выпускника, потому что хотел бы вырастить себе специалиста, соответствующего корпоративным требованиям. Сегодня число вакансий для работников без опыта в Петербурге достигает порядка 24 тысяч. Только ресторанно-гостиничный бизнес Северной столицы открыл в июне почти 2500 таких вакансий».

«Лига плюща» для регионов

Хотя пандемия и ударила по бюджету многих семей, спрос на высшее образование не снизился. Однако платежеспособные отличники из регионов оставляют все меньше шансов петербуржцам и москвичам на бесплатный диплом.

Сегодня две студенческие столицы привлекают более 70% иногородних абитуриентов с 80 баллами ЕГЭ и выше. Абитуриенты-отличники из регионов переезжают в мегаполисы, вытесняя местных 60- и 70-балльников в конкуренции за бюджетные места.

Читайте также:
Сколько действует медицинская справка при приеме на работу

«Одной из причин диспропорции студентов между двумя столицами и регионами являются государственные решения, которые принимались в последние 15-20 лет, – уверен специалист по образованию Всемирного банка Денис Николаев. – Прежде всего речь идет об упоре на элитные вузы, о создании «лиги плюща» через, в частности, недавний список «5-100». Большинство университетов из этого списка находятся в двух столицах. Однако проблема в том, что нередко бюджетные места достаются детям из платежеспособных семей, ведь высокий балл за ЕГЭ часто «покупается» дополнительным образованием: репетиторы, курсы и прочее. Получается парадоксальная ситуация: на бюджете учатся дети из тех семей, где могут позволить себе и платное образование, а неплатежеспособные лишаются такого шанса».

Интересно, что в двух столицах заметен некоторый спад спроса на техническое образование в год пандемии и реванш гуманитарных профессий (в регионах наоборот). Более того, гуманитарии готовы платить немалые деньги. Так, по данным Института образования НИУ ВШЭ, в Москве и Петербурге число платных студентов-«лириков» сейчас даже больше чем не только «физиков», но и бюджетных гуманитариев. Кстати, цена обучения у них примерно одинаковая. Год на факультете филологии в ведущих петербургских вузах обойдется в сумму от 210 до 320 тысяч рублей (без скидок), примерно столько должны заплатить и будущие физики, а вот за математику и информатику придется выложить уже около 350-450.

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Семенов П. 1 , Сулих А. 2

1 ORCID: 0000-0002-2549-4196, Ст. преподаватель, 2 ORCID: 0000-0001-8841-9102, Аспирант, Университет Политехники Вроцлава

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация

Проблема трудоустройства выпускников российских университетов не нова и касается каждого выпускника, окончившего высшее учебное заведение. В данной статье рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников, проблемы недофинсирования российских университетов и стремление студентов получать новые знания, а также произведен анализ рынка труда в Российской Федерации.

Ключевые слова: трудоустройство, молодежь, работа.

Semenov P. 1 , Sulich A. 2

1 ORCID: 0000-0002-2549-4196, Senior Lecturer, 2 ORCID: 0000-0001-8841-9102, Postgraduate student, Wroclaw University of Technology.

RUSSIAN UNIVERSITIES GRADUATES’ EMPLOYMENT PROBLEMS

Abstract

The unemployment problem of fresh graduates of Russian universities is not new and it is related to almost all graduates worldwide. However, this article is focused on employment situation among graduates of Russian universities. Their problem is probably caused both by not enough financial support to Russian universities and competency gap (qualifications mismatch between possessed by students and demanded on the labour market by employers). In this article a brief analysis of Russian Federation labour market was also presented.

Keywords: employment, youth, work.

Российские университеты (особенно московские) занимают высокие позиции в мировых рейтингах университетов. Однако их выпускники почему-то сталкиваются с проблемами трудоустройства как в Москве, так и в других городах России. Это связано в первую очередь с качеством образования, стремлением выпускника получать новые знания и использовать их на практике и потребностями быстроменяющегося рынка труда. С другой стороны, существует проблема недофинансирования российских университетов, и тем самым, дефицит квалифицированных специалистов и современного оборудования в системе чтения лекций и проведения практических занятий.

Анализ рынка труда в Российской Федерации показывает, что он подлежит процессам сегментации, т.е. качественному разделению предложенных условий трудоустройства [1]. Согласно этой теории, заложено существование сегмента – привилегированной группы сотрудников, которые очень ценятся среди работодателей как специалисты, соответствующих квалификаций и навыков. Сотрудники наивысшего сегмента могут непосредственно влиять на условия своего трудоустройства, создавая таким образом рынок работников. Самый низкий сегмент рынка труда состоит из людей, исключенных из этого рынка труда или длительно безработных, которые не повышают свою квалификацию, что делает их выход на рынок труда гораздо сложнее. Сегментация рынка труда Российской Федерации предполагает наличие промежуточных сегментов, которые включают выпускников университетов.

Выпускники определенных направлений (прежде всего специалисты в области информационных технологий IT) совместно создают наивысший сегмент московского рынка труда. Большим спросом среди работодателей пользуются специалисты: программисты, тестировщики, архитекторы программного обеспечения и руководители проектов в области разработки программного обеспечения. Выпускники этих направлений обучения, которые знают иностранные языки и имеют опыт работы, также формируют рынок работников. Рынок работников – это ситуация, в которой работники устанавливают условия своей работы, и в то же время работодатель вынужден принять их требования. Обратной ситуацией и наиболее распространенным является рынок работодателя, на котором находятся выпускники всех остальных направлений обучения [2].

Работодатели – свидетели существования пробела компетенций, которые хотят вкладывать средства в улучшение знаний и навыков своих сотрудников (богатые социальные пакеты и обучение) [2].

Основной причиной невозможности трудоустроиться выпускнику университета – это в большинстве случаев незнание реалий рынка труда [3] и отсутствие активного поиска для своего трудоустройства [4]. Студенты, а в будущем выпускники не имеют доступа к университетским бюро по трудоустройствуили консультационных центров по проблемам трудоустройства [4]. Таким образом, выпускники вынуждены к полной самостоятельности при выходе на рынок труда.

Следующими проблемами выпускников – отсутствие прозрачности рынка труда (отсутствие полной и достоверной информации о вакансиях) и непредсказуемостью рынка труда (отсутствие планирования карьеры, а также неопределенность в постоянстве существующих должностей). Выпускники не готовы к взаимному соперничеству за рабочие места на местном или национальном рынке труда. Неготовность эта связана в первую очередь с отсутствием обучения и курсов в сфере поиска работы во время учебы в университете. Более того, молодые выпускники университетов убеждены в необходимости совершенствования квалификации, поэтому идут на обучение в приобретении еще одного образования, что создает собственные дополнительные затраты или затраты для работодателя [4].

Читайте также:
Трудовое законодательство о приеме на работу пенсионеров

Кроме знаний и навыков, которыми обладают выпускники российских вузов, на их конкурентоспособность значительно влияют такие факторы, как: использование знаний на практике, личные характеристики выпускника, престиж законченного университета, обладание опыта и ожидания по зарплате.

Личные характеристики также играют важную роль в процессе трудоустройства. Работодатели охотнее нанимают кандидатов для работы, которые обладают такими функциями, как: устойчивость к стрессу, ответственность, навыки общения и работоспособность. Работодатели во время выбора соответствующего персонала обращают также внимание на навыки самообразования и самостоятельного принятия решения [4].

Престиж законченного университета имеет значительное влияние на трудоустройство выпускников российских университетов. В условиях свободного рынка в Российской Федерации, помимо государственных университетов РФ, были также созданы многочисленные частные (коммерческие) университеты. Эти университеты, независимо от статуса учредительного органа, представляют аналогичное по качеству образование, при этом университеты коммерческого характера предлагают конкурентные направления и условия образования (заграничные практики; курсы, преподаваемые на иностранных языках). Частные учреждения устанавливают конкуренцию для университетов с установленным положением (государственные университеты), потому что предпринимают инновационные научно-исследовательские темы и работают в тесном сотрудничестве с предпринимателями [4].

Студенты университетов получают большой опыт, в поисках различного трудоустройства. Чаще всего они выбирают свое трудоустройство в области продаж и услуг [4]. Разнообразие форм трудоустройства, которые существуют в Российской Федерации, заставляет работодателей заключать договора неформально [4]. В таких случаях, проблема состоит в том, как документально подтвердить свой опыт. Не все студенты получают профессиональный опыт в области своего направления во время учебы, а некоторые из них и не подработают во время учебы.

Финансовые ожидания молодых выпускников в России являются проблемой для тех, кто не может подтвердить свою квалификацию или опыт работы документально (по трудовой книжке). Почти 50% выпускников отвергают предложения работы, из-за не надлежащей заработной платы. [4].

Переход к новой системе образования, так называемой Болонской системе, является еще одной проблемой для молодых студентов и выпускников России. По мнению экспертов, система входа Болонского процесса проходила в Российской Федерации в 2003-2012 гг и заменила понятие специалиста. Болонская система проходит в два этапа: bachelor (бакалавр) и дополнительная программа образования (магистр) [5].

В связи с переходом со старой системы (специалитет) на новую (бакалавриат) была потеряна связь Студент-Преподаватель-Работодатель. Это заключается в том, что из-за снижения заработной платы и недофинансирования университетов, профессора не могут позволить заниматься научной деятельностью в полную силу, а в университетах не хватает финансирования для покупки нового современного оборудования для практических занятий и наглядных лекций, в свою очередь студенты, видя в каком состоянии находится вся научная среда в российских университетах, и как профессора используют старую терминологию при чтении лекций, которая не охватывают весь сегодняшний спектр науки, не используют современные технологии, не особо “горят” желанием получать новые знания и конкурировать за свое трудоустройство [6].

Отличие всей сегодняшней российской системы образования от западной, заключается в том, что система высшего образования России построена на заучивании материала, без обязательного посещения библиотек и обсуждения пройденного материала в научных кругах. К тому же, в последние время стало легко сдавать экзамены и зачеты за деньги, что в значительной степени снижает качество уровня образования в российских университетах. Исходя из этого, работодатель, получая таких студентов, предлагает выпускникам университетов самую маленькую заработную плату ниже уровня их ожидания.

По мнению авторов, необходимо возродить связь Студент-Преподаватель-Работодатель, создание Карьер Управления при университетах и стимулирование студентов, тем самым возрождение конкуренции среди высших учебных заведений.

Проблемы трудоустройства выпускников

Проблема трудоустройства выпускников после окончания вузов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред¬ставляет наиболее многочисленную груп¬пу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокуп¬ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений [9, с. 62].

Выявление причин затруднительности данного процесса и выработка эффективных механизмов их преодоления – задача, требующая скорейшего разрешения.

Сегодня социологами высказывается мнение, что «тот факт, что студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, а для получения знаний, нужных в последующей практической работе, – результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период» [5].

Трудно однозначно с этим согласиться. Конечно, вышеописанное явление присутствует и, безусловно, следует преодолевать определенные установки, которые не соответствуют действительности, но наряду с этим есть большое количество молодых людей, студентов, которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и к процессу обучения, и стараются проявить себя в различных научных и исследовательских конкурсах, тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний.
Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос, и, возможно, позаимствовать, приобщив к современным реалиям, удачные механизмы и способы его решения. Ранее, когда существовал Советский Союз, повсеместно была внедрена практика так называемой «работы по распределению» – практика обязательного трудоустройства выпускника высшего учебного заведения на определённый срок [1].

Читайте также:
Как получить разрешение на прием на работу иностранных граждан в 2014 году

Данный процесс существовал и в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения). Позже перешел и в СССР, где и появился сам термин «распределение».
Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе – специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник был обязан отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» – такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. В некоторых случаях (когда предприятие или организация были заинтересованы в удержании этого работника) он мог получать льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду («подъёмными»), дешёвым жильём в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы [1].

Итак, видно, что распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, что потратило государство на обучение студента. По окончании вуза студента могли направить в любую точку страны на предприятие или в ту или иную организацию.

На наш взгляд, представляется возможным частичное введение практики распределения. В современных условиях можно было бы осуществлять подобную процедуру, но не на три года, как было до того, а например, на один год. Лучше предлагать распределение по желанию, то есть по собственному обращению молодого специалиста. При таком распределении необходимо учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный срок работы по специальности.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста [7, с. 218]. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и других специальностей, обычно предлагаемых студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, который, к сожалению, зачастую оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателей, в том числе и молодых специалистов. У каждой компании или предприятия существуют свои требования для потенциального сотрудника. Вот самые основные из них: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?
Более того, одной из проблем является то, что многие выпускники вузов, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применять ее на практике. Это вопрос не только какой-то отдельной специальности или же вуза, а общая проблема. Данный факт подтверждается материалами интернет-конференции: «… более 50 % руководителей-работодателей считают уровень подготовки выпускников филиала и других российских вузов примерно одинаковым. Среди качеств, которых не хватает выпускникам, руководители выделили, прежде всего, профессиональные знания. Данное противоречие можно, скорее всего, объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители подразумевают недостаток практических навыков, т.е. опыта работы» [5].

К рассматриваемой проблеме нужен системный подход. Более того, сама по себе тематика образования не может рассматриваться, во-первых, в отрыве от всей системы работы с подрастающим поколение, начиная с младших классов, и, во-вторых, в отрыве от того, как развивается экономика и какие условия создаются для самореализации молодых ребят.

Для решения проблемы, связанной с трудоустройством выпускников, можно и даже следует обратить особое внимание на опыт российской столицы – города Москвы. Как известно, количество столичных вузов огромно, а следовательно, каждый год различные службы, в том числе и государственные, сталкиваются с проблемой большого количества заявок по трудоустройство. Руководитель столичного департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский прокомментировал данный вопрос и рассказал, что власти Москвы в ближайшем будущем намереваются разработать особую программу. Согласно ей «…выпускник столичного вуза сможет получить работу там, где он в период студенчества проходил стажировку» [3].

Читайте также:
Обязаны ли работодатели трудоустраивать инвалидов?

Более того, было также отмечено, что «на порядок увеличена программа стажировки выпускников учебных заведений, а также увеличены объемы временной занятости студентов. В итоге из общего количества обратившейся молодежи в службу занятости в этом году 24 тысячи человек нашли временную работу в свободное от учебы время» [3].

Итак, общий вывод из вышеперечисленного – это стремление и идея объединить два направления (поиск подработки во время учебы и работы для выпускников), чтобы временная работа стала стажировкой для будущего специалиста.

Данная задумка представляется довольно перспективной и особенно важной для нынешних выпускников. Возможность прихода в качестве работника на место своей стажировки – это хорошее подспорье для «новоиспеченного» специалиста. От него смогут выиграть все: и работодатели, и «вчерашние» студенты.
Во-первых, проходя стажировку в той или иной компании, студент ещё во время учебы начинает применять на практике полученные теоретические знания.

Во-вторых, он имеет возможность окунуться в непосредственный рабочий процесс и тем самым осознать принципы своей будущей специальности, что представляется весьма проблематичным посредством лишь изложения и выучивания учебных дисциплин.

В-третьих, у студента есть шанс проявить себя. Ответственный подход к работе, творческое мышление, коммуникабельность и многие другие качества – это неоспоримые доводы к тому, чтобы именно такой молодой специалист позже, после получения диплома, получил приглашение и пришел в ту же кампанию или организацию, в которой себя зарекомендовал.

И, наконец, такой важный на сегодняшний день критерий для соискателя, который указывают многие работодатели, – умение принимать решения и ориентироваться в порой довольно стремительно меняющихся обстоятельствах – также приобретается в ходе практики и стажировок.

Что же касается самих работодателей, то они, безусловно, будут иметь выгоду от данного проекта: предоставляя в своих кампаниях или организациях возможность стажировок, они смогут отбирать себе заранее будущих работников.

Кроме того, во время стажировки работодатель, обучая студента, показывает, какие требования именно его организации, теоретические навыки и качества в большей степени нужны ему. То есть работодатель как бы готовит себе работника, уже приспособленного к его требованиям.

Хотелось бы изложить предложения по решению проблем трудоустройства выпускников.
Во-первых, вузам следует тесней налаживать взаимодействие с различными предприятиями и организациями, а именно договариваться о стажировках своих студентов в данных организациях. Теоретическая база, которую дает высшее учебное заведение, подкрепленная обилием практики – это залог успешной подготовки грамотного молодого специалиста.

Во-вторых, подобно столичному опыту, вузам нужно развивать такую практику, при которой место стажировки студента в дальнейшем может стать его местом работы по окончании учебного заведения. Для этого стоит, на наш взгляд, в первую очередь поощрять студентов с хорошей успеваемостью и тех, которые проявили себя с положительной стороны во время стажировки в той или иной организации.

В-третьих, для повышения заинтересованности как крупных и средних, так и малых частных кампаний в приеме к себе на работу молодых специалистов следует ввести льготное налоговое обложение. Ведь не секрет, что многие работодатели не хотят брать к себе «вчерашних» выпускников, аргументируя это тем, что у них нет опыта и их нужно учить всему «с нуля». Но сами же себе противоречат, так как лишают выпускников возможности получить тот самый бесценный и необходимый опыт работы. А при действии такого механизма, как льготные ставки по налогам, скорее всего, найдется много компаний желающих принять к себе молодых специалистов, тем самым удовлетворив свою потребность в новых кадрах и обеспечив занятость молодых людей.

В-четвертых, следует принять закон о квотировании рабочих мест за теми, кто впервые ищет работу по специальности. С таким предложением выступил Российский студенческих союз. Согласно информации, размещенной на его сайте, Союз предлагает улучшить законодательство и принять Федеральный закон «О квотировании первого рабочего места». Предлагается установить следующую квоту на трудоустройство молодежи: 1 % – при списочной численности работников организации до 100 человек; 2 % – при списочной численности работников организации от 100 до 300 человек; 3 % – при списочной численности работников от 300 и более человек» [4]. Трудно не поддержать данное предложение, так как, на наш взгляд, это действительно поможет в разрешении проблемы трудоустройства. Сам Российский студенческий союз считает, что «квотирование рабочих мест должно касаться в первую очередь предприятий и организаций, которые финансируются из федерального, регионального бюджетов или бюджета местного самоуправления или в капитале которых не менее 25 % составляет государственная доля или доля муниципалитетов, или которые 50 % своей выручки получают за счет реализации государственного или муниципального заказа» [4].

В-пятых, целесообразно будет поощрять научные разработки студентов в различных ВУЗах нашей страны и их внедрение в производство. Например, если студентами того или иного университета будет выдвинута определенная разработка, улучшающая работу какого-нибудь производства, то тем организациям, предприятиям или же компаниям, которые возьмутся за внедрение данной идеи и получат результат, должны быть также предоставлены определенные льготные условия в налоговой сфере. А студенты, разработавшие ту или иную уже внедренную идею, должны быть обеспечены работой или же на том предприятии, где действует их новация, или же в той компании, которая занималась финансовым обеспечением данного проекта. Это предложение также следует закрепить на законодательном уровне, приняв соответствующий нормативно-правовой акт.

Читайте также:
Как продать ручку на собеседовании: пример диалога, советы, видео

Конечно же, ничто не сможет реализоваться в полной мере без активного участия вузов, с одной стороны, и частных или государственных компаний и предприятий, с другой. Вузам следует корректировать учебную программу под реальные навыки и умения той или иной специальности, которой они обучают своих студентов. Наряду с фундаментальными дисциплинами целесообразно вводить также и прикладные, непосредственно связанные с будущей профессией молодого специалиста. Это не говорит о том, что нужно в ущерб учебе и основательным знаниям насаждать практические занятия или же стажировки. Наоборот, следует наиболее сбалансировано построить учебный план таким образом, чтобы теоретическая база непрерывно дополнялась практическими навыками. Ведь именно так можно получить реальное представление о профессии и на практике понять значимость и ценность на первый взгляд «скучных терминов», рассказываемых на лекциях.

Работодателям же стоит отказаться от стереотипа, что «вчерашний» студент – это не самый лучший работник. Да, у него нет опыта. Да, его придется в первое время обучать, как может показаться, простым вещам в той или иной области. Но наряду с этим существует большое количество молодых дипломированных специалистов, «вчерашних студентов», которые действительно хотят работать и готовы «учиться» работать. Многие студенты еще во время учебы активно проявляют себя в исследовательских проектах, проводимых своими университетами, разрабатывают научные идеи и внедряют инновации. Более того, не следует забывать, что молодое поколение – это потенциал, который ни в коем случае нельзя бросать на произвол судьбы или же игнорировать в силу его малого опыта или отсутствия такового. Нужно дать шанс приобрести профессию и в дальнейшем найти работу по специальности.

И, конечно же, следует проявлять активность и самим студентам. Не нужно надеяться на то, что после получения диплома сразу же выстроится очередь из работодателей, желающих взять на работу свежеиспеченного специалиста. Следует проявлять себя и во время учебы, стараться успевать по предметам, по возможности искать подработку во время учебы, но не в ущерб ей. Нужно осознать, что залог получения любой работы – это, прежде всего, наличие ответственности, способности принимать решения и компетентности в той или иной области.

Список литературы
  1. Википедия. Работа по распределению. – Режим доступа. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Работа_по_распределению (дата обращения: 18.05.2013).
  2. Елина Е. Г. Развитие гуманитарного образования и проблемы трудоустройства выпускников гуманитарных факультетов//Вестник Герценовского университета. 2011. № 11. С. 51-55.
  3. Огилько И. Работа как подарок // Российская газета. Федеральный выпуск № 5616 (240), от 26.10.2011 г. – Режим доступа. – URL: http://www.rg.ru/2011/10/26/rabota.html. (дата обращения: 02.05.2013)
  4. Российский студенческий союз. Законопроект «О квотировании первого рабочего места». – Режим доступа. – URL: http://russiansu.ru/publ/novosti/zakonoproekty/zakonoproekt_o_kvotirovanii_pervogo_rabochego_mesta/8-1-0-25(дата обращения: 28.04.2013)
  5. Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. – Москва, 2011 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: // www.conf.muh.ru/archive/11-2011/78-200211 (дата обращения: 20.05.2013).
  6. Соловьева Г. М., Коцарь Ю. А. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования и создание хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 61-65.
  7. Стецунов В. В. Трудоустройство выпускников системы профессионального образования в условиях кризиса: проблемы и перспективы//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 216-222.
  8. Сухов С. В., Ряховский А. П. Проблемы трудоустройства выпускников вузов//Сварочное производство. 2011. № 4. С. 55-57.
  9. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.
  10. Юристы: профессионалы всегда в цене. [Электронный ресурс]. – Job.ru, 11.07.2011 г. – Режим доступа. – URL: http://www.job.ru/seeker/career/article/?ca=40114 (дата обращения: 28.05.2013).

© АНОО ВО «РФЭИ» 2013

Сетевое издание «Известия Регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал» science.rfei.ru.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 55810. По решению учредителей действие прекращено 25.02.2019 г.

Учредитель: автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт».

Издатель: автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт».

Адрес редакции: 305029, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 61-Б.

Главный редактор: Аксенов Сергей Леонидович

Что делать, если работник не предоставил свою трудовую книжку

Работники отдела кадров несут полную ответственность за то, чтобы все кадровая документация была приведена в соответствие с требованиями по законодательству. Сотрудника не смогут принять на постоянную работу документально, если он не принесет все документы, которые требуются для оформления. В случае, если работник не предоставил трудовую книжку, то сотрудники кадровой службы должны руководствоваться следующими рекомендациями:

  • При отказе работника предоставить такой важный документ, как трудовая книжка, не предусматривается никаких действий со стороны организации, куда устраивается сотрудник для оформления трудовых отношений.
  • Должен быть составлен акт, в котором следует отразить факт, что, приступив к работе, данный сотрудник не принес и не сдал трудовую, где должны были быть оформлены трудовые отношения.
  • Рекомендуется, чтобы от работодателя было отправлено уведомление работнику, в котором должна быть изложена просьба прийти в кадровую службу и отдать ее специалистам книжку, чтобы трудоустройство было оформлено должным образом.
Читайте также:
Тестирование соискателей на должность банковского работника

Как реагировать, если работник не предоставляет трудовую?

В этом случае следует обратить внимание на последствия таких необдуманных действий: с работником невозможно будет заключить трудовой договор по статье 65 Трудового кодекса.

Согласно ст. 65, все сотрудники, которые собираются устраиваться на работу, должны принести в кадровую службу обязательный перечень необходимых для трудоустройства документов, среди которых значится и трудовая книжка. В порядке исключения рассматриваются следующие ситуации:

  • человек устраивается на работу в первый раз>
  • сотрудник работает в качестве совместителя.

Если для работника это первое место работы, то ему книжку оформляет работодатель. Если у вновь поступившего сотрудника не имеется трудовой, так как он ее потерял или повредил, работодатель должен после подачи от данного сотрудника заявления по соответствующей форме, где должна быть указана причина ее отсутствия, завести ему новую книжку.

Что произойдет, если работник не предоставил трудовую книжку?

Пакет документов, которые должен предъявить приступающий к работе работник своему работодателю, устанавливается Трудовым кодексом РФ. Каждый из представленных документов должен быть достоверным. Трудовая на сегодняшний день является главным документом, с помощью которого можно легко подтвердить трудовую деятельность сотрудников. Она нужна, чтобы подсчитать специальный и непрерывный стаж, а также подтвердить факт работы в том или ином месте. Если работник не предоставляет книжку, то трудовые отношения не могут быть оформлены.

Оформление трудовых книжек осуществляется в соответствии с Правилами их ведения и хранения. На территории РФ действуют новые книжки, но наряду с ними документы старых образцов также являются действительными. Поэтому даже если у работника нет трудовой нового образца, он может принести в кадровую службу ту, которая у него имеется на момент поступления на новую работу.

Когда работодатель может принять сотрудника без трудовой?

В законодательстве предусмотрена возможность принятия на работу сотрудника, трудовая книжка у которого отсутствует по уважительным причинам. Одной их таких причин может оказаться утрата данного документа сотрудником, когда восстановить книжку трудно по причине ликвидации работодателя или задержка предыдущим работодателем ее выдачи. В данной ситуации работник должен подать заявление, где сообщает, что у него нет на данный момент трудовой книжки и по какой причине.

В законодательстве не предусматривается, чтобы работодатель был обязан восстанавливать записи из трудовой, потерянной работником. Но если он предоставит достоверные данные о своей трудовой деятельности на основе справок, выписок из архива и трудовых договоров, тогда работодатель может внести эти данные при заполнении книжки.

Если трудовая от работника не получена – что делать?

Итак, если работник не предоставил трудовую книжку, что следует делать работодателю? Ни один работодатель на территории России не имеет права брать сотрудника на работу без предоставления необходимых документов. Если сотрудник отказывается отдать свою трудовую в кадровую службу, вы не можете взять его на постоянную работу и тем более не положено заключать с ним трудовой договор.

В Трудовом кодексе (ст. 22) предусмотрена административная ответственность и штраф за несоблюдение законов или других правовых актов. Если обнаружится нарушение, то инспектор обяжет к выплате административного штрафа кадрового специалиста. При отсутствии таких сотрудников в организации наказание понесет руководитель, который должен будет найти виновного в создавшейся ситуации. Штраф варьируется в пределах 5-50 минимальных зарплат.

Кроме того, благодаря наличию данных специального реестра в трудовой книжке, сегодняшний работодатель сможет узнать, является ли работник дисквалифицированным или нет. Как известно, при приеме дисквалифицированного сотрудника, организация будет оштрафована на 1 000 минимальных окладов, при этом трудовой договор необходимо расторгнуть. Кадровый работник также понесет наказание.

Можно ли оформиться без трудовой книжки?

На сегодняшний день законодательство предоставляет возможность подработать в другой компании, не увольняясь с основной работы. В этом случае нет необходимости оформлять запись. Это можно рассмотреть на примере.

Если женщина в декретном отпуске, то есть так называемый альтернативный вариант устройства на работу без книжки. Сегодня возможно трудоустроиться, если заключить с организацией договор об оказании услуг или подряда (это зависит от того, какую работу вам предстоит выполнять). При этом отношения станут регулироваться Гражданским кодексом. Договор в одном экземпляре должен храниться у работника. Он в будущем может понадобиться, чтобы подтвердить трудовой стаж.

: Видео

Что делать, если работник не забирает трудовую

  • 1 Когда нужно выдать трудовую книжку
  • 2 Направьте уведомление работнику
  • 3 Подводим итоги

Если вы столкнулись с ситуацией, когда бывший работник намеренно не забирает свою трудовую книжку после увольнения, не паникуйте. Сегодня мы расскажем, что делать в таких ситуациях и как обезопасить себя от ответственности.

Когда нужно выдать трудовую книжку

При расторжении договора с работником ему нужно выдать трудовую книжку в день его увольнения, т. е. в последний день работы (ст. 84.1 ТК РФ). Если это не сделать, можно получить штраф по ст. 5.27 КоАП за нарушение трудового законодательства:

  • должностному лицу и ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • организации — от 30 до 50 тыс. руб.
Читайте также:
Зачем необходимы отпечатки пальцев при получении допуска к работе

Более того, если работодатель задержал трудовую и тем самым препятствовал бывшему работнику устроится на новую работу, то понесет ответственность за незаконное лишение человека возможности трудиться и будет обязан возместить ему не полученный заработок (ст. 234 ТК РФ).

На практике бывают случаи, когда работника нет на месте в день увольнения или он намеренно отказывается забирать свою трудовую. Такое возможно при конфликте между работником и работодателем, когда бывший сотрудник хочет вам за что-то отомстить — обвинить в незаконном удержании его трудовой книжки. Однако если работодатель поведет себя грамотно, то легко избежит ответственности.

Если работник перешел на электронную книжку (ЭТК), то вместо бумажного формуляра ему следует представить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ).

Направьте уведомление работнику

Работодатель может направить трудовую книжку работнику почтой, но только получив его согласие (ст. 84.1 ТК). А чтобы получить такое разрешение от работника, который не выходит на связь или отказывается забирать книжку лично, работодателю следует написать ему письмо — официальное уведомление, в котором он сообщает работнику, что соблюдает закон, готов отдать книжку сразу и предлагает удобные варианты ее получения:

  • забрать лично;
  • получить почтой.

Уведомление оформляется в свободной форме, но желательно прописать в нем причину прекращения трудового договора и дату последнего дня работы. Сообщите о своей обязанности хранить трудовую книжку согласно ст. 84.1 ТК, попросите явиться за документом и предложите направить ее почтой. Обязательно предупредите, что в противном случае она так и будет лежать у вас в архиве, пока работник ее не заберет.

Образец уведомления работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой Скачать

Со дня направления такого уведомления работнику работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ст. 84.1 ТК РФ). Поэтому направьте уведомление в день увольнения заказным письмом с описью вложения на адрес работника, который вам известен. Если отправите на следующий день, то нарушите требование закона о выдаче книжки в день увольнения.

Все это время книжка должна храниться у работодателя, он не вправе с ней что-либо делать. Если работник не может прийти, но согласен на отправку почтой, вы должны получить от него официальное согласие, т. е. такое же письмо. В спорной ситуации вы сможете доказать, что направили книжку почтой с разрешения работника, а письмо будет этому подтверждением.

Однако конфликтный работник может намеренно вам не отвечать на письмо. В этом случае доказательством того, что вы не удерживаете его книжку у себя, станет то самое уведомление, которое вы направили ему, опись вложения и почтовая квитанция. Сроки, в которые работник должен явиться за книжкой, законом не установлены. Если за книжкой так и не пришли, храните ее у себя до востребования в течение 50 лет (Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236).

Бывает и так, что направленную книжку не забирают на почте (уехали отпуск, лежат в больнице, находятся в СИЗО и т. п.). Она лежит в отделении и затем возвращается обратно к вам. В этом случае безопаснее для себя будет принять книжку и хранить до востребования, как и указано в п. 43 раздела VI Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Если работник одумается и придет за трудовой позже, то напишет письменное заявление о выдаче ему трудовой книжки. Вы обязаны предоставить ему документ в течение 3 рабочих дней с момента поступления такого заявления (ст. 84.1 ТК РФ).

А если ваш работник умер, то в его трудовую нужно внести соответствующую запись о прекращении трудового договора и выдать на руки одному из его родственников под расписку или выслать по почте, но также с письменного согласия родственника (п. 37 раздела IV Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 №225).

Что делать, если работник не предоставил свою трудовую книжку

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При приеме на работу в 2021 году гражданин бумажную трудовую книжку не представил, так как ее потерял, восстановить возможности нет. Последние два года официально не трудоустраивался, соответственно, до 31.12.2021 заявление о выборе способа ведения трудовой книжки не подавал. Работодатель получил с работника объяснение о причине отсутствия трудовой книжки, в котором сотрудник изъявил желание вести трудовую книжку в электронном виде. Работодатель передал в ПФР сведения о приеме по форме СЗВ-ТД.
Правильно ли поступил работодатель?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действия работодателя правомерны. При непредставлении работником трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник трудоустраивается впервые. В таком случае работодатель обязан формировать сведения о работнике в электронном виде (вести электронную трудовую книжку).

Читайте также:
Прием и оформление на работу новых сотрудников

Обоснование вывода:
Так, с 1 января 2020 г. при заключении трудового договора работник представляет трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (ст. 65 ТК РФ). В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (часть пятая ст. 65 ТК РФ).
Лицо, утратившее трудовую книжку, может выбрать один из двух вариантов действий, предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее – Правила).
Первый вариант предусмотрен п. 31 Правил, в соответствии с которым лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. Поэтому при выборе данного варианта работнику следовало обратиться к одному из предыдущих работодателей за выдачей дубликата трудовой книжки, и уже этот документ предъявлять при устройстве к новому работодателю (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала “Онлайнинспекция.РФ”).
Второй вариант предусмотрен непосредственно в части пятой ст. 65 ТК РФ, согласно которой в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде” (далее – Закон N 439-ФЗ) формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются. Таким образом, с 1 января 2021 года работодатель не вправе оформлять трудовые книжки тем работникам, кто устраивается на работу впервые. При непредставлении работником трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник трудоустраивается впервые. В таком случае работодатель обязан формировать сведения о работнике только в электронном виде (вести электронную трудовую книжку). Аналогичное мнение высказывают и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с портала “Онлайнинспекция.РФ”).
Отметим, что для работников, не имевших возможности подать работодателю по 31 декабря 2020 года включительно заявление о продолжении ведения трудовой книжки или переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности, законодатель предусматривает возможность сделать это в любое время и позже указанной даты (ч. 6 ст. 2 Закона N 439-ФЗ). К таким лицам закон относит, в частности лиц, имеющих стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявших в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавших соответствующее заявление.
Из вопроса следует, что гражданин до трудоустройства в организацию уже работал по трудовому договору (трудоустройство в организацию не является для него первым). Следовательно, работодатель обязан по письменному заявлению лица, поступающего на работу, об отсутствии у него трудовой книжки и согласии на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде (в заявлении должна быть указана причина отсутствия трудовой книжки) оформить ему сразу электронную трудовую книжку (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала “Онлайнинспекция.РФ”). Поэтому действия работодателя в данной ситуации правомерны.
Обращаем внимание, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов и мнением контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

20 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: