Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Дополнительное образование и стажировка как форма повышения квалификации

Прогресс в области технологий в последние годы повлек за собой стремительные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании и профессиональной деятельности.

Если раньше, получив среднее или высшее образование, человек вполне мог всю жизнь работать на одном и том же предприятии и при этом быть успешным в своей профессиональной области, то сейчас такая ситуация практически невозможна. Однажды те компетенции, которые специалист получил в процессе обучения, устаревают. Чтобы построить успешную карьеру человек должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних достижениях в области науки, техники и законодательства, которые влияют на профессию. Именно для этого в России существует система дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности либо повысить свой статус на настоящем рабочем месте.

Основным условием для получения дополнительного профессионального образования является наличие профессионального образования. И, следовательно, дополнительное образование в большинстве случаев является платным. Но в трудовом законодательстве указано, что каждые 5 лет специалист может повышать свою квалификацию за счет работодателя. Если предприятие заботится об эффективности, оно, несомненно, будет вкладывать средства в образование персонала.

Еще совсем недавно дополнительное образование ориентировалось в основном на взрослых людей, сложившихся профессионалов в своей области, но сейчас ситуация изменилась. Подчас уже на момент учебы в ВУЗе студент понимает, что выбранная им специальность либо неинтересна ему, либо не востребована. Уход из ВУЗа в середине обучения – довольно смелый шаг, так как в поступление уже вложены деньги и время. Чтобы поступить на более престижную специальность, опять же нужны новые средства. Выходом из сложившей ситуации может стать как раз система дополнительного образования. Практически в каждом ВУЗе теперь есть система дополнительного образования. Не прерывая основного обучения, можно получить дополнительную специальность, которая в последующем поможет найти престижную, высокооплачиваемую и интересную работу. Очень распространены программы обучения квалификации дополнительной к основному высшему образованию по иностранному языку и менеджменту.

Минимально допустимый срок программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Система дополнительного профессионального образования для взрослых может быть реализована в следующих видах:

– профессиональная переподготовка, которая направлена, прежде всего, на получение новой квалификации;

Главными целями стажировки являются изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка может проводиться как на территории России, так и за рубежом на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах власти. Главное условие – согласие предприятия и организация им рабочего места для стажёра.

Содержание стажировки определяется той организацией, где она проводится с учетом пожеланий организации работодателя, направившего работника на стажировку.

Стажировка может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы. В ходе стажировки обучающиеся самостоятельно работают с учебными изданиями, изучают организацию и технологию производства, работ, непосредственно участвуют в планировании работы организации, работают с технической, нормативной и другой документацией, в качестве временно исполняющего обязанности или дублера выполняют обязанности различных должностных лиц, участвуют в совещаниях и деловых встречах.

По завершении стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО, стажёр пишет отчёт о практике и выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам обязательной итоговой аттестации выдается документ установленного образца.

Основная задача стажировки – приобретение опыта. Поэтому стажировка чрезвычайно полезна для молодых специалистов, только что начавших свой трудовой путь. Программы стажировки также могут быть востребованы среди студентов. Например, те, кто изучает такие специальности как туризм и сервис, могут пройти стажировку за границей в отелях и туристических комплексах, что поможет им «окунуться» в профессию, выработать практические навыки. Стажировка за границей будет отличным способом повысить квалификацию и для сложившихся специалистов, особенно тех, что работают в международных компаниях. Стажировки за рубежом организуются либо работодателем по договоренности с принимающими организациями, либо работником самостоятельно. В последнем случае можно воспользоваться услугами специализированных агентств, которые занимаются подбором программ стажировок с учетом индивидуальных особенностей и желаний специалиста.

Читайте также:
Стажировки молодых специалистов в США

Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы законодательные определения (со ссылками на законодательные акты) понятий направления работников на повышение квалификации по видам: с отрывом от работы, без отрыва от работы, при обучении работника по очной, заочной, очно-заочной формам и новой форме направления работника на повышение квалификации – заочно с применением дистанционных технологий?
Как регулируется законодательством направление работника на повышение квалификации заочно с применением дистанционных технологий?
Может ли работодатель направить работника на повышение квалификации заочно с применением дистанционных технологий при нахождении работника в очередном оплачиваемом отпуске, в отпуске без сохранения заработной платы и при нахождении на листке временной нетрудоспособности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Направление работника на дистанционные курсы повышения квалификации в период ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, а также в период временной нетрудоспособности работника недопустимо.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 21, 197 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
Согласно п. 8 части первой ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ. Повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей их трудовой деятельности (п. 4 Порядка. утвержденного приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 N 66н (далее – Порядок)).
В силу п. 5 Порядка сроки, формы, содержание и технология повышения квалификации определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (работодателя).
Пунктом 4 Порядка установлено, что повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. В соответствии с частью третьей ст. 196 ТК РФ формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Согласно части пятой ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Стоит отметить, что в ТК РФ урегулирован только случай получения образования с отрывом от работы. Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы (ответ 1 специалистов Роструда с портала “Онлайнинспекция.РФ”).
Нормативного закрепления определения понятия получения образования с отрывом от работы нет. Как правило, под отрывом от работы понимается получение дополнительного профессионального образования, в том числе по программе повышения квалификации, в рабочее время и вне места работы сотрудника (смотрите также ответ 2 специалистов Роструда с портала “Онлайнинспекция.РФ”). В случае же если планируется проведение дистанционного обучения на рабочем месте с периодическим выполнением работником трудовых обязанностей, полагаем, подобный порядок обучения является обучением без отрыва от работы.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – НМО) и является формой получения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации с применением дистанционных технологий.
Необходимо отметить, что в настоящее время дорабатывается нормативная база системы НМО, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности – обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. Нормативно-правовых актов, обязывающих специалистов вступать в систему НМО через портал непрерывного медицинского образования Минздрава РФ, в настоящее время не существует. До появления соответствующей нормативно-правовой базы участие специалиста в системе НМО является добровольным (смотрите письмо Минздрава РФ от 26 мая 2017 г. N 16-2/2048112)*(1).
Одним из основных прав работника является право на отдых, обеспеченный, в частности, предоставлением отпуска, независимо от его вида, будь то ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения заработной платы (ст. 107 ТК РФ). Время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
По этой причине направление работника на дистанционные курсы повышения квалификации во время ежегодного оплачиваемого отпуска или отпуска без сохранения заработной платы недопустимо, так как является нарушением предоставленного работнику законом права на отдых. Аналогичного мнения придерживаются специалисты Роструда (ответ 3, ответ 4, ответ 5, ответ 6 с портала “Онлайнинспекция.РФ”).
В период отпуска (ежегодного оплачиваемого и без сохранения заработной платы) работник освобожден от работы, работодатель не вправе отдавать ему какие-либо приказы, в том числе направлять на обучение.
На наш взгляд, чтобы не ограничивать право работника на отдых, направление работника на дистанционные курсы повышения квалификации возможно либо в случае отзыва работника из отпуска (в порядке ст. 125 ТК РФ), либо после использования отпуска работником. При этом следует отметить, что правила об отзыве из отпуска предусмотрены только для ежегодного оплачиваемого отпуска и к отпуску без сохранения заработной платы не применяются. Следовательно, в таком случае работодатель может направить на повышение квалификации только по окончании его отпуска.
В период временной нетрудоспособности работник также считается освобожденным от работы (п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н). Иными словами, сотрудник, находящийся на больничном, не обязан выполнять требование работодателя о прохождении повышения квалификации, необходимого для дальнейшего осуществления медицинской деятельности.

Читайте также:
Требования к менеджеру по подбору персонала

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Вопрос: Как оформить отсутствие медицинского работника во время планового повышения квалификации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
– Вопрос: Работники будут проходить повышение квалификации с отрывом от работы. Повышение квалификации проходит в другой местности (в Москве), но работники будут каждый день возвращаться домой. Повышение квалификации врачей правильнее оформлять как учебный отпуск или как командировку? Какие выплаты работодатель должен произвести работникам в такой ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Нормативный документ, определяющий процедуру НМО, находится на стадии разработки (смотрите проект Приказа Министерства здравоохранения РФ “Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях” (подготовлен Минздравом России 29.01.2016)).

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

Стажировка как форма повышения квалификации

СТАЖИРОВКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Для успешной карьеры человеку необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних достижениях в области науки, техники и законодательства, которые влияют на профессию. Именно для этого в России существует система дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования с целью повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств, повышая свой статус на настоящем рабочем месте.

Читайте также:
Как отвечать на вопросы в анкете при приеме на работу?

Основным условием для получения дополнительного профессионального образования является наличие профессионального образования. И, следовательно, дополнительное образование в большинстве случаев является платным. Но в трудовом законодательстве указано, что каждые 5 лет специалист может повышать свою квалификацию за счет работодателя. Если предприятие заботится об эффективности, оно, несомненно, будет вкладывать средства в образование персонала.

Стажировка как форма повышения квалификации, дает возможность работникам и специалистам получить новые знания, обрести дополнительные профессиональные навыки или усвоить техники и законодательства, влияющие на профессию.

Ее целью является проведение дополнительного обучения и изучение передового опыта, закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и их эффективное использование. Все это требуется человеку при трудоустройстве на новые должности. В основном стажировка предназначена для людей, которые ранее получили необходимое профессиональное образование и нуждаются в подробном ознакомлении с должностью для получения практического опыта. Практика помогает человеку расширить компетенцию по своей профессии или же обеспечит восстановление знаний рабочего процесса, которые могут быть утрачены после долгого перерыва в работе по своей специальности. Практическое обучение соискателя осуществляется в соответствии с индивидуальным планом, который в обязательном порядке проверяется и утверждается руководителем стажировки и проректором ДПО

Каждому слушателю, прошедшему курс обучения и квалификационную аттестацию, по решению комиссии выдается удостоверение о повышении квалификации. С каждым слушателем проводится индивидуальная работа, предусматривающая следующее:

  • предоставление методической помощи (если это потребуется в процессе выполнения учебной программы);
  • консультация в течение всей стажировки; проверка составленного отчета; подготовка отчета о выполненной стажировки;
  • индивидуальный подход в разработки программы стажировки.

Центр дополнительного профессионального образования предлагает следующие направления стажировки:

  • Технология мяса и мясных продуктов
  • Торговое дело
  • Технологические машины и оборудование
  • Продукты питания из растительного сырья
  • Продукты питания животного происхождения
  • Продукты питания из растительного сырья
  • Продукты питания животного происхождения
  • Международный менеджмент
  • Логистика
  • Управление персоналом организации
  • Производственный менеджмент
  • Землеустройство и кадастры
  • Городской кадастр
  • Технология мяса и мясных продуктов
  • Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
  • Зоотехния
  • Реклама и связи с общественностью
  • Бизнес информатика
  • Агрохимия и агропочвоведение
  • Агрономия
  • Ландшафтная архитектура
  • Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
  • Экономика
  • Государственное и муниципальное управление
  • Финансы и кредит
  • Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
  • Агроинженерия
  • Юриспруденция (конституционное, земельное, уголовное, гражданское законодательство)
  • Судебная экспертиза

Оренбургский государственный университет

Положение о научной стажировке в ОГУ

от 05.10.2018 № 47-Д

Скачать

Приложение. Заявление о прохождении научной стажировки

1 Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • уставом и локальными нормативными актами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

1.2 Настоящее Положение определяет порядок организации и прохождения научных стажировок гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами (далее — стажеры) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — Университет).

1.3 Под научной стажировкой понимается целенаправленное формирование и развитие профессиональных компетенций стажера по избранному направлению научных исследований. Научная стажировка является формой повышения квалификации — дополнительным профессиональным образованием. Научная стажировка носит индивидуальный характер и осуществляется на договорной основе.

Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в форме научной стажировки осуществляется в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, и образовательными программами Университета.

1.4 Заказчиком научной стажировки могут быть как заинтересованные юридические лица, так и непосредственно физические лица. Продолжительность, периодичность, содержание научной стажировки согласовывается с заказчиком и устанавливается договором, в зависимости от уровня подготовки и направления научных исследований стажера.

1.5. Зачисление на научную стажировку в Университет осуществляется в установленном настоящим Положением порядке.

1.6. По результатам прохождения научной стажировки стажеру выдается удостоверение о повышении квалификации.

2 Цели и задачи научной стажировки

2.1 Цель научной стажировки:

  • закрепление и развитие теоретических знаний, умений и навыков;
  • овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм научно-исследовательской работы;
  • формирование и развитие профессиональных научно-исследовательских умений и навыков, навыков работы с архивными материалами и библиотечным фондом.

2.2 Задачи стажировки:

  • знакомство стажеров с принципами организации научного процесса в Университете и подразделениях;
  • приобретение стажерами практических навыков проведения научных исследований;
  • проведение научных исследований, направленных на получение новых научных знаний, способствующих научному развитию.

3 Подразделения Университета, сопровождающие проведение научных стажировок

3.1. Подразделением Университета, сопровождающим проведение научных стажировок, является отдел докторантуры и аспирантуры (далее — ОДА).

3.2. Подразделениями Университета, уполномоченными на проведение научных стажировок, являются кафедры, реализующие программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации.

Читайте также:
Какие вопросы нужно задавать на собеседовании работодателю

На кафедры возлагаются обязанности по разработке образовательной программы научной стажировки.

3.3 Сопровождение прохождения стажировок включает в себя:

  • подготовку документов, касающихся стажировки (приказов, различных справок и т. п.);
  • формирование, ведение и архивирование личных дел стажеров.

4 Условия и порядок приема на научную стажировку

4.1. Для прохождения научной стажировки в Университет принимаются лица, имеющие высшее образование (специалитет или магистратура).

4.2. Лица, желающие пройти научную стажировку в Университете, предоставляют в ОДА личное заявление (Приложение № 1), к которому должны быть приложены следующие документы:

  • ходатайство организации, являющейся местом работы/учебы лица с указанием направления и направленности; сроков прохождения; источников финансирования научной стажировки (при наличии);
  • копия паспорта гражданина;
  • копия документа о высшем образовании и квалификации;
  • копия документа о присуждении ученой степени (при наличии);
  • список опубликованных научных работ (если они имеются);
  • согласие на обработку персональных данных;
  • другие документы, определяемые целью стажировки.

Иностранные граждане представляют дополнительно:

  • документ иностранного государства о высшем образовании и квалификации приложения к нему, переведенные на русский язык и заверенные в установленном порядке.

4.3 Для прохождения научной стажировки в Университете необходимо получить предварительное согласие предполагаемого руководителя научной стажировки из числа научных работников Университета по направлению научной стажировки, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук (далее — руководитель научной стажировки).

4.4 Для получения предварительного согласия руководителя научной стажировки претендент в стажеры представляет ему план научной стажировки.

План научной стажировки может предусматривать:

  • самостоятельную теоретическую подготовку;
  • приобретение профессиональных и организационных навыков;
  • изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической и научной литературы по теме стажировки.

4.5 Стоимость научной стажировки в соответствии со сроками (объемами) утверждается приказом ректора Университета.

4.6 Срок прохождения стажировки и объем Университет определяет исходя из внутренних возможностей организаций, руководителя научной стажировки и пожеланий стажера.

4.7 Зачисление на стажировку производится по результатам собеседования, оформляется приказом ректора (уполномоченного им лица) Университета по согласованию с подразделением, уполномоченным на проведение научной стажировки, и ОДА после заключения договора и оплаты научной стажировки.

4.8 Стажеру назначается руководитель научной стажировки. Стажер знакомится с уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка. Совместно со стажером руководитель составляет индивидуальный учебный план научной стажировки.

5 Прохождение научной стажировки

5.1. Научная стажировка в Университете проводится в соответствии с договором о прохождении научной стажировки и настоящим Положением. Типовая форма договора о прохождении научной стажировки утверждается приказом ректора Университета.

5.2. Руководитель научной стажировки обеспечивает высокий научно-методический и организационный уровень проведения научной стажировки.

Руководитель научной стажировки:

  • формулирует цели и задачи научной стажировки;
  • объясняет программу и форму отчетности; основные требования к оформлению отчета;
  • определяет объём и характер научно-исследовательской деятельности стажера;
  • консультирует по вопросам структуры и содержания стажировки;
  • консультирует по вопросам подбора и подготовки методического и материально-технического обеспечения научной стажировки;
  • объясняет правила работы с архивными документами и библиотечным фондом;
  • знакомит стажера с его правами и обязанностями;
  • дает стажеру поручения в соответствии с планом стажировки;
  • осуществляет контроль за деятельностью стажера.

Контроль за надлежащим исполнением руководителем научной стажировки указанных обязанностей осуществляет руководитель структурного подразделения, уполномоченного на проведение научной стажировки.

5.3. Научная стажировка предполагает непосредственное участие в работе научных и научно-образовательных подразделений Университета; освоение новых технологий; развитие навыков научно-исследовательской работы; получение консультаций по заявленной проблеме; работу с документацией; участие в совещаниях, деловых встречах; ознакомительных мероприятиях.

В процессе прохождения стажировки стажеры:

  • приобретают навыки научной работы;
  • изучают и готовят аналитические, отчетные, статистические материалы по теме их научных исследований;
  • участвуют в конференциях, научных встречах, а также в их подготовке и др.

5.4. Стажерам предоставляется право посещения лекционных и семинарских занятий, пользования библиотечными и электронными системами Университета для проведения научных исследований; оборудованием структурного подразделения, уполномоченного на проведение научной стажировки.

5.5. По итогам прохождения повышения квалификации в форме научной стажировки стажер должен составить отчет с кратким описанием полученной новой информации, навыков, возможности применения результатов стажировки в научной деятельности. Отчет подписывается научным руководителем стажировки, руководителем структурного подразделения, уполномоченного на проведение научной стажировки, и утверждается проректором по научной работе. К отчету могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы, подготовленные по результатам научной стажировки. К отчету прилагается выписка из протокола заседания кафедры (иного структурного подразделения, уполномоченного на проведение научной стажировки), на котором были обсуждены результаты научной стажировки.

Читайте также:
Нужны ли тесты при приеме на работу юристов?

К отчету о прохождении научной стажировки, подготовленному стажером, прилагается заключение научного руководителя научной стажировки, в котором указываются следующие сведения:

  • профессиональные качества и приобретенные навыки работы стажера;
  • результаты проведения стажировки;
  • иные сведения о деятельности стажера по усмотрению научного руководителя научной стажировки.

Отчет сдается в ОДА и хранится в течение 3 лет.

5.6 На основании отчета о научной стажировке, утвержденного проректором по научной работе, в соответствии с приказом ректора (уполномоченного лица) об отчислении выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации в форме научной стажировки.

Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ

  • Зачем и когда нужна стажировка
  • Как правильно оформить стажировку
  • Положение о стажировке
  • Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?
  • Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец
  • Программа стажировки на рабочем месте. Образец
  • Итоги

Зачем и когда нужна стажировка

Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ ясно, что стажировка на рабочем месте нужна, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику необходимые практические знания и навыки для дальнейшей самостоятельной работы. В особенности для работы с соблюдением норм охраны и безопасности труда.

Стажировку не следует путать:

  • с ученичеством;
  • с испытательным сроком;
  • с прохождением студенческой практики.

Приказ о стажировке всегда следует после приказа о приеме на работу, и время стажировки засчитывается в трудовой стаж. Рабочее время стажера отражается в табелях и рабочих графиках подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, установленном трудовым договором.

Стажировка – форма выполнения законодательных требований по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия труда, чем выше ответственность за его результат – тем больше необходимость в прохождении стажировки.

Стажировка обязательна в профессиях, связанных:

  • с обслуживанием людей с применением транспортных средств;
  • с применением сложной техники и сложных производственных процессов, когда есть повышенный риск как для работника, так и для окружающих;
  • с работой с опасными предметами и веществами;
  • с обслуживанием людей в дополнительно регулируемых сферах: общественном питании, образовании, медицине и т. д.

О дополнительном регулировании в сфере общественного питания прочтите в материале «Особенности применения ЕНВД для кафе и ресторанов».

Как правильно оформить стажировку

Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

  1. Положение о стажировке.

Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

  1. Программа стажировки.

Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

  1. Приказ о стажировке.

Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

  1. Приказ о допуске к самостоятельной работе.

Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

Положение о стажировке

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.
Читайте также:
Методика оценки персонала при приеме на работу

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?

Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта – длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.

В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.

Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

Пример (продолжение)

Руководство кафе нашло нового повара и теперь принимает его на работу с назначением стажировки.

Образец приказа о стажировке, составленный в соответствии с утвержденным Положением, смотрите здесь.

Программа стажировки на рабочем месте. Образец

Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.

Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.

Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.

Если у вас есть доступ к К+, смотрите как подвести итоги обучения безопасности труда в форме стажировки. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к рекомендациям от экспертов К+.

Итоги

Стажировка – возможность (или необходимость):

  • для работника – получить нужные знания и навыки для самостоятельной работы;
  • для работодателя – убедиться в том, что работник способен работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних нормативов.

Обязательность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.

Нужно ли оплачивать стажировку?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В ООО планируется взять стажера на должность бухгалтера (продукты питания), ранее он работал бухгалтером в организации, которая торговала непродовольственными товарами.
Какой необходимо заключить договор? Кто может быть стажером? Должна ли быть соответствующая единица в штате? Необходимо ли порядок стажировки закрепить в локально-нормативных актах? Обязательно ли наставнику производить доплату?

Понятие стажировки Трудовой кодекс РФ не раскрывает. В то же время существует ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правила проведения стажировок различных категорий специалистов, служащих, исходя из которых можно прийти к выводу, что целями стажировки являются изучение стажером передового опыта, освоение новых технологий, форм и методов организации труда, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе образования и приобретение практических навыков и умений*(1).
В Трудовом кодексе РФ понятие “стажировка” упоминается в самостоятельном значении в единственной норме – части первой ст. 59 ТК РФ, говорящей о случаях, когда с работником заключается срочный трудовой договор (“для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника”). Напомним, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Учитывая изложенное, если в процессе прохождения стажировки предполагается выполнение стажером той или иной работы, а не просто ознакомление, например, с технической и иной информацией, технологическими процессами и так далее, то, по нашему мнению, заключение трудового договора обязательно. Об отсутствии необходимости заключать трудовой договор можно говорить в ситуации, например, когда гражданин проходит в организации практику. В этом случае гражданин в организации только обучается, обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией, указанным договором определяется и порядок прохождения практики.
Если же гражданину с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст.ст. 56, 57, 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Отметим, что если предполагается выполнение работником всех трудовых обязанностей по должности бухгалтера, то с гражданином необходимо заключить трудовой договор именно по этой должности. Оформление стажировки возможно, лишь если предполагается иной, отличный от обязанностей бухгалтера, объем трудовых обязанностей (например, выполнение заданий наставника, отсутствие возможности самостоятельно подписывать какие-либо финансовые документы и т.п.).
При отсутствии в штатном расписании соответствующей должности работодатель должен ввести в него новые штатные единицы, наименование которых он вправе определить самостоятельно. По смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, смотрите также ответ Роструда, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”). Заключение с работником трудового договора о работе по должности, отсутствующей в штатном расписании, является нарушением трудового законодательства.
По общему правилу действующее законодательство не обязывает работодателя руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами при наименовании той или иной должности. Исключением являются случаи, когда в связи с работой по той или иной должности ТК РФ или иными федеральными законами установлены ограничения, льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ). Исходя из того, что должность бухгалтера не относится к таким исключительным случаям, мы делаем вывод о том, что работодатель вправе ввести в штатное расписание любую должность, обязанности по которой будут заключаться в выполнении работником отдельных поручений бухгалтера. Исходя из предполагаемых функциональных обязанностей, такая должность может называться, например, “помощник бухгалтера”, “бухгалтер-стажер”.
Стажировку могут проходить как лица, получающие образование, повышающие квалификацию, так и лица, образование уже получившие*(2).
Квалификационные требования по должности бухгалтер установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) и профессиональным стандартом”Бухгалтер”.
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров и иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(3), главных бухгалтеров организаторов торгов*(4), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(5), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(6) и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы бухгалтеров, главных бухгалтеров обществ с ограниченной ответственностью в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по указанным должностям. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, для большинства работодателей непубличных обществ – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) положения квалификационного справочника и профстандарта носят рекомендательный характер. Руководители названных организаций сами решают, кого они примут на должности бухгалтера или помощника бухгалтера.
Законодательством не предусмотрена необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, регулирующего порядок прохождения стажировки, однако работодатель вправе разработать соответствующий локальный акт (смотрите, например, ответ Роструда).
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора со стажером на безвозмездной основе не допускается*(7).
Наставничество может быть частью трудовой функции работника, в таком случае оплата труда наставника может включаться в оклад. Если наставничество не является частью трудовой функции работника и он согласен с возложением на него дополнительных обязанностей наставника, исполняемых им в свое основное рабочее время, такое возложение может быть оформлено либо путем совмещения должностей, либо путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, изменяющего его условия о трудовой функции работника.
Учитывая, что заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), то расширение должностных обязанностей работника должно влечь за собой и увеличение размера оплаты труда, согласованного сторонами изначально при заключении трудового договора исходя из прежнего объема этих обязанностей. Поэтому в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включить и условие о доплате за выполнение новых обязанностей.
Совмещение должностей возможно лишь в ситуации, когда должность наставника предусмотрена штатным расписанием организации*(8).

Читайте также:
Особенности стажировки водителей

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Примерная форма срочного трудового договора со стажером (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма должностной инструкции помощника бухгалтера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма приказа о приеме стажера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 5, п. 13 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29.06.2015 N 151, а также ответы 1, 2, 3 Роструда на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(2) Смотрите подробнее в материале: Вопрос: Между ООО и гражданином РФ было заключено соглашение о прохождении стажировки сроком на три месяца. В соглашении оговорено, что отношения, регулируемые данным соглашением, имеют безвозмездный характер. Есть ли ограничение по срокам стажировки? Может ли ООО заключить (или отказать в заключении) новое соглашение с гражданином РФ на таких же условиях на новый срок? Обязано ли ООО после прохождения стажировки заключать трудовой контракт с ним? Какие обязанности у ООО возникают при приеме гражданина РФ на стажировку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.).
*(3) Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(4) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ “Об организованных торгах”.
*(5) П. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
*(6) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.
*(7) Смотрите подробнее в материалах:
– Вопрос: Студент, получающий второе высшее образование, хочет набраться опыта работы. Студент не направляется в организацию для прохождения практики. В ходе стажировки предполагается выполнение им определенной работы безвозмездно. Как можно оформить стажера в организацию на безвозмездной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.);
– вопросы-ответы Роструда 1, 2, 3, 4, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(8) Смотрите подробнее материал “Энциклопедия решений. Совмещение профессий (должностей) и штатное расписание”.

Читайте также:
Как правильно отказать в приеме на работу

Возможна ли стажировка без оплаты труда?

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Можно ли оформить стажировку без оплаты? И если да, то в каком виде?

ОТВЕТ

Стажировка без оплаты не предусмотрена трудовым действующим законодательством.

Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует прямо установленный порядок ее проведения и оформления. В связи с этим, по нашему мнению, работодатель вправе самостоятельно определить порядок проведения и оформления стажировки.

Однако работодателю необходимо учитывать, что в обязательном порядке стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, требуется оформление трудового договора с работником.

Примечание: Работодатель не обязан заключать со стажером ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя), если речь идет о профессиональном обучении на производстве.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует порядок ее проведения и оформления.

Стажировка в силу ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” является одной из форм дополнительного профессионального образования, когда работник, находясь на своей должности, закрепляет теоретические знания, полученные при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретает практические навыки и умения их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

О стажировке также говорится во многих ведомственных документах. Например, п. 2.15 Приказа Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 “Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации” определяет стажировку как практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.

Процедура, порядок и время стажировки могут быть различными и зависят от компании и отрасли, в которой она работает. К примеру, обязательная стажировка на рабочем месте установлена:

  • водителям, впервые принимаемым на работу или имевшим перерыв в трудовой деятельности более одного года, а также переведенным с одного типа транспортного средства на другое (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
  • работникам, у которых после специальной оценки условий труда рабочие места отнесены к категории с вредными или опасными условиями труда (П. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29);
  • электротехническому персоналу до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе свыше одного года (п. 1.4.8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6).
Читайте также:
Нужно ли оплачивать стажировку?

По отношению к выпускникам образовательных организаций основной целью стажировок является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2009 N 23-2/10/1-3359). Ведомство выделило два вида стажировок выпускников (п. 4 Письма N 23-2/10/1-3359):

  1. по полученной квалификации (цель – закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе предыдущего обучения);
  2. по освоенной области профессиональной деятельности по родственным направлениям (цель – закрепление на практике профессиональных умений, навыков и знаний, полученных в ходе предыдущего обучения, а также приобретение необходимых умений и опыта на конкретном рабочем месте).

Как правило, необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором трудится стажирующийся работник, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т.п.

  • права и обязанности стажеров и их наставников;
  • сроки и порядок стажировки;
  • ответственность и другие особенности.

Согласно п. 6 ч.2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Читайте также:
Как верно отвечать на собеседовании

Согласно позиции Роструда (см. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/72946): стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В период прохождения стажировки с момента приема на работу на стажера распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части социального страхования (Письмо N 23-2/10/1-3359).

Учитывая выше изложенное, с учетом анализа норм трудового права, с такими лицами заключают трудовые договоры, как срочные, так и на неопределенный срок, по основному месту работы либо по совместительству.

Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Чаще всего со стажерами оформляют срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Процедура устройства на работу стажера ничем не отличается от приема обычного сотрудника. В этом случае в приказе о приеме на работу указывают основание заключения срочного трудового договора.

Работодатель может заключать ученический договор не только с работником (в этом случае ученический договор является дополнительным к трудовому договору), но и с лицом, ищущим работу (которое еще не является сотрудником организации). Получать образование в этом случае можно как без отрыва от работы, так и с отрывом (ст. 198 ТК РФ). Ученические договоры заключаются, когда речь идет о профессиональном обучении на производстве. Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Если говорить о стажерах, то работодатель не обязан заключать с ними ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя).

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: