Социально-психологические методы и способы управления кадрами

Психологические методы управления персоналом

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.06.2017 2017-06-18

Статья просмотрена: 4785 раз

Библиографическое описание:

Стукова, Ю. Е. Психологические методы управления персоналом / Ю. Е. Стукова, Ю. Н. Чупахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44619/ (дата обращения: 18.12.2021).

Процесс грамотного управления персоналом является достаточно важным аспектом в деятельности любой организации. Данный процесс в зависимости от способов и методов управления может многократно увеличить его эффективность. Причем все это зависит не только от уровня профессионализма работников, но и от умелой работы с данными кадрами. Данная проблема является достаточно актуальной, ведь в современных условиях, когда уровень борьбы между конкурентами достаточно высок, выигрывает тот, кто умело может руководить своей организацией и получать максимальную прибыль.

В связи с этим, целью данной статьи является нахождение наиболее оптимальных путей применения психологических методов управления.

Трудовая деятельность человека базируется на основе его психики. Это непосредственно связано с его воображением, мышлением, вниманием и другими психологическими составляющими. Ведь, совершенно очевидно, что психологическое состояние человека влияет на результат его деятельности. А это в свою очередь отражается на результате всего коллектива, в котором он работает. В настоящее время выделяют следующие психологические методы управления:

  1. Комплектование малых групп и коллективов.
  2. Гуманизация труда.
  3. Психологическое побуждение (мотивация)
  4. Профессиональный отбор и обучение. [1]

Использование метода комплектования малых групп и коллективов, заключается в наиболее рациональном распределении работников в малые группы и коллективы. Анализируя взаимодействие людей между собой, можно выделить симпатии и антипатии, и определить психологическую совместимость работников в коллективе.

Методы гуманизации труда заключается во внесении в трудовой процесс элементов творчества, различных неординарных подходов и многообразия вкусов. Одним словом, можно сказать, что данный метод полностью старается исключить однообразие трудового процесса.

Методы мотивации используются для достижения нужной активности работника. Данный метод предполагает применение различных психологических побуждений, которые в свою очередь формируют мотивы профессиональной деятельности работника. Методы психологического воздействия многообразны. Рассмотрим некоторые из них:

– Внушение предполагает целенаправленное влияние руководителя на своего подчиненного. Использование данного метода является наиболее эффективным в условиях конфликтных ситуаций. Сила внушаемости так же зависит и от авторитета внушаемого.

– Убеждение заключатся в воздействии работодателя на волю работника при помощи различных логических средств.

– Подражание выражается в воздействии на работника путем личного примера руководителя, либо человека, который является эталоном поведения.

– Принуждение предполагает воздействие на человека для достижения поставленных целей даже вопреки его воле и желаниям.

Методы профессионального отбора и обучения предполагают отбор работников с наиболее подходящими психологическими и профессиональными качествами, которые в полной мере будут подходить для выполняемой работы.

Применение вышеизложенных методов будет максимально эффективным в том случае, если работодатель будет считаться с психологическими особенностями работника. Ведь конечный результат работы будет зависеть от темперамента, характера и устойчивости работника в различных сферах деятельности.

Рассмотрим другой метод стимулирования, заключающийся в соревновательном характере. Все чаще и чаще труд рассматривают как средство заработка. Но исследования показывают, что единственной мотивации в виде оплаты труда недостаточно для полноценного осуществления деятельности.

Метод соревнования станет эффективным только тогда, когда заработная плата станет равной среднерыночным показателям или вообще превысит их. Ведь, исходя из социальной психологии, человек является существом, которому присуща групповая деятельность, а основа группы — это иерархия [2].

Если мы рассмотрим группу людей, объединенных общими интересами, то, несомненно, мы сможем там увидеть различные интриги, завязывание союзов, попытки оказывать давление с целью достигнуть результата. Все это будет производиться для того, чтобы занять более высокое положение, получать максимальную заработную плату и наконец, просто стать душой общества. Все эти процессы в большей или меньшей степени присутствуют в каждой организации. И опытному руководителю нужно уметь управлять всей этой ситуацией и направлять данный соревновательный процесс на успешное выполнение производственного задания.

Читайте также:
Управление сотрудниками: современные подходы, концепции, методы и  схемы

В данном направлении учеными производилось исследование. Оно показало, что в борьбу за ведущее место в организации вступают не все работники, а только их часть. В одних коллективах доля тех, которым вовсе неинтересна ведущая роль в организации может составить 98 %, а в других около 10 %. Оставшаяся же часть работников будет просто наблюдать, и примыкать к той или иной группировке. [3]

Таким образом, психологические методы управления являются достаточно деликатным инструментом воздействия не только на группы людей, но и на личность человека. Нелегкое искусство управления людьми будет приносить пользу только тогда, когда применение всех выше указанных методов будет использоваться в дозированном виде, с учетом всех нюансов и особенностей.

  1. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2007. — 720 с.
  2. [2] Мудрый А. Персонал учится, компания считает прибыль / А. Мудрый, Д. Береснев // Справочник по управлению персоналом. — 2006. — № 2. — С. 25–31.
  3. Папонова Н. Е. Какой может и должна быть мотивация работников / Н. Е. Папонова // Кадры предприятия. — 2003. — № 8. — С. 43–47

Социально-психологические методы управления персоналом

Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, – группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т. к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире. А в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей,предполагает знание как социологических, так и психологических метолов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

1. Социальное планирование: 1) цели; 2) методы; 3) критерии; 4) нормативы; 5) результаты.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

2. Социологические методы исследования: 1) анкетирование; 2) интервьюирование; 3) социометрия; 4) наблюдение; 5) собеседование.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

3. Личностные качества: 1) деловые качества; 2) моральные качества; 3) достоинства; 4) недостатки.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе, и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявления личной морали человека. В кадровой работе необходимо знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

4. Мораль: 1) государственная; 2) общественная; 3) религиозная; 4) групповая; 5) личная.

Мораль – особая форма общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

В настоящее время лучшие западные компании (“Sony”, “Nissan”, “Ford”, “IBM”, “Mitsubishi”) формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

5. Партнёрство: 1) деловое; 2) дружеское; 3) по увлечению; 4) семейное; 5) сексуальное.

Партнёрство – важный компонент любой социальной группы; заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнёрстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой.

Читайте также:
Как реализуется удаленное управление сотрудниками

6. Соревнование: 1) принципы; 2) критерии; 3) методы; 4) методы; 5) формы; 6) организация.

Соревнование – специфическая форма общественных отношений; характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

Идея соревнования и лидерства была активно поддержана классиками марксизма-ленинизма и материализовалась в форме социалистического соревнования: стахановское движение, ударничество и новаторство, коммунистические субботники, движение за коммунистический труд.

Западные, прежде всего, японские компании, тщательно изучив опыт социалистического соревнования, успешно применили его к национальному менталитету своих рабочих и корпоративному интересу фирмы в виде кружка качества, рабочих советов, теорий “X” и “Y” и других. Предполагается, что после выхода из кризиса российские предприятия вернутся к необходимости организации соревнования как важнейшего средства роста производительности труда.

7. Общение: 1) межличностное; 2) личностное; 3) вербальное; 4) невербальное.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель – подчинённый – сотрудник – друг и др. более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчинённым, сотрудников между собой, когда существуют 2 субъекта коммуникаций. Вербальное или словесное, общение возникает в процессе устного ли письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например, жесты, мимика, звуки, поза и т. д. Управленческое общение включает в себя 3 основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной связи, выдача оценочной информации.

8. Переговоры: 1) структура; 2) техника; 3) методика; 4) технология (приёмы); 5) результаты.

Переговоры – специфическая форма человеческого общения, когда 2 или более стороны, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

9. Конфликты: 1) межличностные; 2) личностные; 3) ролевые; 4) деловые; 5) семейные.

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы.

Сигналами конфликта являются социальный кризис. Напряжение в группе. Недоразумения из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе.

Значение социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главная их особенность – обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Классификация элементов, регулируемых психологическими методами управления:

1. Психологическое планирование: 1) цели; 2) критерии; 3) методы; 4) нормативы; 5) результаты.

Психологическое планирование – новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

2. Отрасли психологии: 1) психофизиология; 2) психоанализ; 3) психология труда; 4) психология управления; 5) психотерапия.

Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.

Читайте также:
Основы управления персоналом для малого предприятия

3. Типы личности: 1) организаторский; 2) аналитический; 3) инженерный; 4) творческий; 5) интуитивный.

Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его обратную направленность к выполнению определённых видов работ и сферам деятельности. В сфере управления типизация личностей играет важное значение в совместном анализе с мотивацией и поведением в социальной группе.

4. Темпераменты: 1) сангвинический; 2) флегматический; 3) холерический; 4) меланхолический.

Темперамент – очень важная психологическая характеристика личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приёмов работы с конкретным человеком.

5. Характер человека: 1) черты характера (экстраверт; интроверт); 2) отношения человека (к окружающей действительности; к другим людям; к себе; к работе).

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении.

6. Направленность личности: 1) потребности; 2) интересы; 3) мотивы; 4) убеждения; 5) мировоззрение.

Направленность личности – важная психологическая характеристика человека и рассматривается с точки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

7. Интеллектуальные способности: 1) уровень интеллекта; 2) мышление; 3) сознание; 4) память; 5) логистика; 6) творчество.

Интеллектуальные способности характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице.

8. Методы познания: 1) анализ; 2) синтез; 3) индукция; 4) дедукция; 5) ощущения; 6) восприятие.

Методы познания – инструменты, с помощью которых человек изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений.

9. Психологические образы: 1) исторические; 2) художественные; 3) графические; 4) визуальные; 5) знаковые.

Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов производства.

10. Способы психологического воздействия: 1) внушение; 2) убеждение; 3) подражание; 4) просьба; 5) похвала; 6) совет; 70 принуждение; 8) осуждение; 9) требование; 10) запрещение; 11) «плацебо»; 12) порицание; 13) комплимент; 14) метод Сократа; 15) намёк; 16) обманутое ожидание; 17) «взрыв».

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешённые законом приёмы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

11. Поведение: 1) «ангельское»; 2) высокоморальное; 3) нормальное; 4) аморальное; 5) «дьявольское».

Поведение – совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде.

12. Чувства и эмоции: 1) нравственные; 2) эстетические; 3) патриотические; 4) интеллектуальные; 5) умиротворение; 6) причастность; 7) переживания; 8) угрозы; 9) ужасы.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивотью. Чувства связаны с представлением о конкретном или обощённом объекте. Они отражают нравственные переживания человеком его реальных отношений с окружающей средой в виде эмоций.

Эмоции – конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека. Зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния.

13. Стрессы: 1) внешняя среда; 2) обстоятельства; 3) болезни; 4) перегрузки; 5) расслабление.

Стрессы – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта.

Социально-психологические методы – наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозировании и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

Принципы демократизации, патернализма, человеческих отношений, соблюдения прав личности должны в современных условиях доминировать над чисто административными методами и авторитарным стилем руководства.

Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т. к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т. е. другим функциям.

Поэтому важно знать и прогнозировать воздействия социально-психологических методов управления на работу персонала.

Читайте также:
Реализация управления персоналом гостиницы

Коммуникации – способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций:

1. Виды коммуникаций: 1) вербальные (устные, письменные); 2) невербальные (язык телодвижений, параметры речи).

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещаний, переговоров, презентации, телефонного разговора, когда наибольший объём информации передаётся посредством голосовой связи. Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передаёт подчинённому письменные указания.

Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений – главный компонент невербальный коммуникаций, оказывающих воздействие на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Параметры речи – 2-й по значимости компонент невербальных коммуникаций. Параметры речи: интонация. Тембр голоса, частота дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и т. д.

2. Способы обеспечения: 1) слушание; 2) речь; 3) чтение; 4) письмо.

3. Тип личности: 1) экстраверт (сенсорный, мыслительный, решающий); 2) интроверт (интуитивный, чувствующий, воспринимающий).

Тип личности человека имеет большое значение в обеспечении эффективности коммуникаций. К каждому типу личности необходим разный подход.

4. Индикатор модальности: 1) визуальная; 2) аудиальная; 3) кинестетическая.

Индикатор модальности характеризует способы восприятия и передачи информации и является одним из важных моментов технологии нейролингвистического программирования (НЛП) – системы средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления. Основные положения НЛП основаны на том, что разные люди воспринимают, думают и вспоминают по-разному.

5. Трансактный анализ: 1) родитель; 2) взрослый; 3) дитя.

Эффективность коммуникаций во многом определяется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в коммуникацию. В зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться. Одна из самых популярных психологических теорий, описывающих эти явления – трансактный анализ Э Берна.

Переговоры – обмен мнениями с деловой целью. Люди вступают в переговоры, когда устраиваются на работу, оговаривают с начальством повышение заработной платы или занимаемой должности, обсуждают с деловыми партнёрами условия хозяйственного договора, условия купли-продажи товара и т. д. Если переговоры деловых партнёров чаще всего происходят в равных условиях, то переговоры деловых подчинённого с руководством или директора коммерческого предприятия с представителями налоговой инспекции и органов администрации чаще всего происходят в неравных условиях.

Переговоры состоят из 3-х основных частей:

1. Подготовка переговоров: 1) определение проблемы; 2) установка цели и задач; 3) анализ ситуации; 4) определение тактики переговоров.

2. Процесс переговоров: 1) реализация тактики; 2) нахождение ответа на вопрос: «Как продвинулось решение проблемы?»; 3) сделать выводы, прийти к соглашению.

3. Анализ результативности: 1) реализация соглашения; 2) контроль исполнения; 3) приобретение навыков для следующих переговоров.

Принципы общения с людьми.

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

3. Помните имя и фамилию человека.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте своему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

7. Критикуя, помните о достоинстве человека.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Социально-психологические методы управления персоналом

Социально-психологические методы управления персоналом

Социально-психологические методы управления персоналом

Классификация видов труда

Разнообразие характера и содержания труда определяет многообразие видов труда.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды.

1. Умственный и физический труд. Известно, что довольно трудно провести четкую границу между умственным и физическим трудом, поэтому правильнее говорить о преимущественно умственном и преимущественно физическим труде. Тем не менее умственный труд характеризуется способностью человека создавать в своем сознании прообраз потребительной стоимости, вырабатывать способы и методы ее создания и регулировать процесс производства, корректируя его в зависимости от меняющихся условий трудовой деятельности. Физический труд характеризуется затратами мышечной энергии человека.

Читайте также:
Актуальные проблемы управления персоналом организации

2. Простой и сложный труд.

Простой труд – труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией.

3. Функциональный и профессиональный труд.

Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности.

Профессиональный труд является своеобразной конкретизацией функционального труда, образующий в рамках определенного набора трудовых функций широкую профессиональную структуру. Например, врач — функциональный вид труда, врач-хирург — профессиональный вид труда.

4. Репродуктивный и творческий труд.

Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового.

Творческий труд свойствен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. Поэтому творческий труд своим результатом имеет нечто новое, заранее не планируемое.

В зависимости от характера труда различают:

1. Конкретный и абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы в целях придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость.

Абстрактный труд — это соизмеримый конкретный труд, который абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда. Конкретный труд позволяет измерить производительность труда предприятия в целом, сравнить производительность труда различных отраслей и сфер деятельности. Поэтому абстрактный труд создает стоимость товара.

2. Индивидуальный и коллективный труд воплощают в себе различные формы организации труда.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя.

Коллективный труд представляет собой труд коллектива либо подразделения предприятия, т. е. характеризует форму кооперации труда работников.

3. Частный и общественный труд.

Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку имеет общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей.

4. Наемный труд и самонаем.

Известно, что наемные работники составляют около 90% всего занятого населения страны. Наемный труд имеет место тогда, когда человек, не имеющий в собственности средств производства, будучи лично свободным, нанимается по трудовому договору (контракту) к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды.

1. Живой и прошлый труд.

Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени.

Прошлый (овеществленный) труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда, которые были созданы другими работниками ранее и являются продуктами производственного назначения.

Важнейшей задачей совершенствования организации труда и оптимизации трудовых процессов сегодня является изменение соотношения между живым и прошлым трудом в пользу роста доли прошлого труда и снижения затрат живого труда.

2. Производительный и непроизводительный труд различаются между собой формой создаваемого блага. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

Используемые в трудовой деятельности средства труда также предопределяют деление труда на различные виды.

1. Ручной труд осуществляется либо полностью вручную, либо с использованием элементарных ручных орудий труда.

2. Механизированный труд предполагает использование механизированных орудий труда. При этом энергия, затрачиваемая работником, распределяется и на орудие труда, и на преобразование предмета.

3. Машинный труд – преобразование предмета осуществляется самой машиной, а работник управляет ею и выполняет вспомогательные функции.

4. Автоматизированный труд ставит перед работником задачу контроля за работой оборудования, которое, в свою очередь, полностью выполняет функции по преобразованию предмета без вмешательства человека.

Читайте также:
Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют.

1. Стационарный и передвижной труд, обусловленный спецификой технологического процесса и вида изготавливаемой продукции.

2. Легкий, средней тяжести и тяжелый труд. Такое деление обусловлено различиями в физических нагрузках работника, количеством затрачиваемой энергии.

3. Свободный и регламентированный труд, зависящий как от стиля управления, так и от специфических условий труда.

Различают виды труда и по методам привлечения людей к труду.

1. Труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс не по собственному желанию, а по прямому принуждению и без соответствующего вознаграждения за труд (например, рабство).

2. Труд по экономическому принуждению, чтобы заработать необходимые средства к существованию. Фактически трудом по экономическому принуждению заняты все наемные работники.

3. Добровольный, свободный труд. Его характерной чертой является потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от суммы вознаграждения за труд.

Проводя анализ труда конкретного работника, необходимо учитывать, что его труд может быть включен в контекст сразу нескольких классификаций, что позволяет выделить его существенные признаки.

Современная классификация трудовой деятельности и её разновидности

Уровень экономического развития общества является определяющим фактором для появления новых видов трудовой деятельности и исчезновения старых. Тем не менее, классификация трудовой деятельности, претерпевая изменения в частностях, в основном имеет достаточно устоявшийся вид.

Классификация видов занятости выглядит следующим образом:

  • труд физический>
  • труд умственный>
  • труд смешанной формы (физический и умственный) в различной пропорции.

Физический труд

Отличительной его чертой является высокая нагрузка на мышечную систему в целом и опорно-двигательную в частности. Как следствие, высокие нагрузки претерпевают сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы.

С одной стороны, физический труд стимулирует развитие мышечной системы и обменные процессы организма, с другой – чрезмерная физическая нагрузка, нагрузка однообразная или неправильно распределенная являются прямыми причинами заболевания опорно-двигательной системы или позвоночника.

Существуют две наиболее часто применяемые классификации:

  • В зависимости от вида испытываемой физической нагрузки:
  1. статический физический труд: рабочее положение человека – стоя или сидя, нагрузка происходит на руки, мышцы спины и ног>
  2. динамический физический труд: работа, связанная с перемещением человека. В свою очередь, подразделяется на такие типы:

– общая динамическая физическая работа: в процессе трудовой деятельности используется 2/3 от общего числа мышц человека>
– региональная динамическая физическая работа: в работе человек использует не менее 1/3 и не более 2/3 от общего количества мышц>
– локальная физическая работа: для работы задействовано не более 1/3 количества мышц.

  • В зависимости от инструментального обеспечения:
  1. ручной труд: достаточно редко встречается в наше время>
  2. механизированный труд связан с высокой скоростью работы в сочетании с монотонностью движений, как следствие – быстрая утомляемость и снижение реакции>
  3. работа на конвейере: еще более высокая скорость при однообразной работе, ограниченной по времени, в связи с большим нервным напряжением возникает усталость и риск нервного истощения>
  4. работа на автоматическом и полуавтоматическом производстве: работа периодическая, связанная с обслуживанием и контролем работы различных механизмов.

Умственный труд

Он настолько не имеет физической составляющей, что проблема гиподинамии становится реальностью. Умственный труд – это работа с большими объемами информации и, как следствие, повышенная нагрузка на органы чувств (в основном – зрения) и центральную нервную систему.

Для умственного труда классификация видов трудовой деятельности выглядит так:

  • управленческий – работа с большими объемами информации, аналитическая работа и ответственность за принятое решение, что связано с психическими и эмоциональными перегрузками>
  • операторский – постоянная высокая ответственность и эмоциональное перенапряжение>
  • творческий – самая сложная разновидность умственного труда, связана с наибольшим давлением на психику человека и нервно-эмоциональными перегрузками>
  • труд медиков и преподавателей, а также учащихся – постоянно сопряжен с нагрузкой на основные психические функции, такие как память, внимание, способность противостоять стрессам.

Во всех видах умственного труда присутствует психическое и эмоциональное перенапряжение, что при продолжительном действии приводит к патологиям, которые усугубляются снижением подвижности в процессе работы.

Другие классификации

Применяются также классификации по условиям труда:

  • работа в нормальных условиях: гигиенические показатели среды находятся в пределах нормы>
  • работа в экстремальных условиях: водолазные работы в условиях высокого давления, работа в полярных экспедициях и т.п.
Читайте также:
Информационные технологии в управлении

Существует классификация по критерию организации деятельности:

  • регламентированный труд: определенный трудовой распорядок>
  • нерегламентированный труд: распорядок работы подразумевает свободный график>
  • смешанный труд: посменная работа, вахтовый метод>
  • индивидуальный труд: распорядок работы полностью подлежит личному контролю работника.

Классификация видов труда

Тема 3

ТРУД КАК ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Содержание и характер труда

Классификация видов труда

Содержание и характер труда

Содержание трудаотражает разнообразие взаимодействия человека с природой через производственно-техническую сторону труда, уровень развития производительных сил. Содержание труда – это качественно различные трудовые функции, выполняемые работниками на рабочих местах, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса, уровнем мастерства самого работника.

Особенности конкретных трудовых функций связаны с уровнем технической оснащенности рабочего места, с ролью, которое играет это место в системе производства.

В процессе труда осуществляются следующие функции, свойственные труду отдельного работника:

исполнительская – создание конкретной потребительной стоимости,приводя в действиесредства труда и преобразуя предметы труда;

логическая – формулирование цели конкретной трудовой деятельности и подготовка системы необходимых трудовых операций;

регистрационная – контроль хода выполнения процесса труда и хода организации труда на предприятии;

регулирующая – изменение трудового процесса в зависимости от внешних и внутренних условий труда.

На изменение содержания труда оказывают влияние:

• развитие средств производства,

• внедрение в производство достижений научно-технического прогресса,

• совершенствование техники и технологии.

Все это требует повышения профессиональной подготовки работников, так как состав их трудовых функций качественно преобразуется в связи с изменениями производственно-технических составляющих процесса труда.

Характер трудаотражает особенности общественного труда, присущие каждой общественно-экономической формации и обусловленные господствующей системой производственных отношений. Тип общественной организации труда определяется способом соединения работников со средствами производства, специфическими формами разделения труда. Поэтому на характер труда влияют: форма собственности на средства производства, отношение работников к труду, система распределительных отношений, степень социальной дифференциации в процессе труда.

Содержание и характер труда тесно взаимосвязаны, поскольку отражают различные стороны одного и того же процесса – процесса труда. И содержание, и характер труда влияют на трудовую активность человека, на развитие его творческих способностей, на его отношение к труду.

Классификация видов труда

Разнообразие характера и содержания труда определяет многообразие видов труда.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды.

1. Умственный и физический. Умственныйтруд характеризуется способностью человека создавать в своем сознании прообраз потребительной стоимости, вырабатывать способы и методы ее создания и регулировать процесс производства, корректируя его в зависимости от меняющихся условий трудовой деятельности. Физическийтруд характеризуется затратами мышечной энергии человека.

2. Простой и сложный. Простойтруд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это «помноженный простой труд», это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией.

3. Функциональный и профессиональный труд.Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональныйтруд является конкретизацией функционального труда, образующий в рамках определенного набора трудовых функций широкую профессиональную структуру. Например, врач – функциональный вид труда, врач-хирург – профессиональный вид труда.

4. Репродуктивный и творческий труд.Репродуктивныйтруд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческийтруд свойствен не каждому работнику, он обусловлен уровнем образования и квалификации работника и способностью к новациям. Поэтому творческий труд своим результатом имеет нечто новое, заранее не планируемое.

Читайте также:
Актуальные для HR проблемы и вопросы

В зависимости от характератруда различают:

1. Конкретный и абстрактный труд. Конкретныйтруд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы в целях придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Конкретный труд позволяет измерить производительность труда предприятия в целом, сравнить производительность труда различных отраслей и сфер деятельности. Абстрактныйтруд – это соизмеримый конкретный труд, который абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда. Абстрактный труд создает стоимость товара.

2. Индивидуальный и коллективный трудвоплощают в себе различные формы организации труда. Индивидуальныйтруд – это труд отдельно взятого работника, коллективныйтруд – это труд коллектива либо подразделения предприятия, т. е. труд, характеризующий форму кооперации труда работников.

3. Общественный и частный труд. Общественный труд – труд, направленный на удовлетворение экономических потребностей общества. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей и является частью общественного труда.

4. Наемный труд и самонаём. Известно, что наемные работники составляют около 90% всего занятого населения страны. Наемный труд – труд человека, не имеющего в собственности средств производства, будучи лично свободным, нанимающегося по трудовомудоговору (контракту) к собственникусредств производства выполнять трудовые функции в обмен на заработную плату. Самонаём предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов трудавыделяют следующие его виды.

1. Живой и прошлый труд.Живой труд – труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый (овеществленный) труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда, которые были созданы ранее и являются продуктами производственного назначения.

2. Производительный и непроизводительный труд.Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага.

Используемые в трудовой деятельности средства труда также предопределяют деление труда на различные виды.

1. Ручной трудосуществляется либо полностью вручную, либо с использованием элементарных ручных орудий труда.

2. Механизированный трудпредполагает использование механизированных орудий труда.

3. Машинный труд – преобразование предмета осуществляется самой машиной, а работник управляет ею и выполняет вспомогательные функции.

4. Автоматизированный трудставит перед работником задачу контроля за работой оборудования, которое, в свою очередь, полностью выполняет функции по преобразованию предмета без вмешательства человека.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют.

1. Стационарный и передвижной труд, обусловленный спецификой технологического процесса и вида изготавливаемой продукции

2. Легкий, средней тяжести и тяжелый труд. Такое деление обусловлено различиями в физических нагрузках работника, количеством затрачиваемой энергии.

3. Свободный и регламентированный труд, зависящий как от стиля управления, так и от специфических условий труда.

Различают виды труда и по методам привлечениялюдей к труду.

1. Труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс не по собственному желанию, а по прямому принуждению и без соответствующего вознаграждения за труд (например, рабство).

2. Труд по экономическому принуждению, чтобы заработать необходимые средства к существованию. Фактически трудом по экономическому принуждению заняты все наемные работники.

3. Добровольный, свободный труд – характерной чертой является потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от суммы вознаграждения за труд.

Проводя анализ труда конкретного работника, необходимо учитывать, что его труд может быть включен в контекст сразу нескольких классификаций, что позволяет выделить его существенные признаки.

Классификация трудовой деятельности

Труд — один из основных видов деятельности, в который в течение жизни оказывается вовлечен каждый человек. Принято рассматривать основные разновидности трудовой деятельности и дополнительные.

Базовая типология: какие способности задействует человек

Человек на рынке труда является носителем физических и интеллектуальных способностей. Именно они продаются как основная часть “человеческого капитала”, когда потенциальный работник предлагает свои способности по производству товаров и услуг. В зависимости от того, какие способности использует человек, классификация трудовой деятельности подразумевает деление на физическую, интеллектуальную, смешанную.

Читайте также:
Корпоративное управление в России: понятие и суть

Физический труд: сила и выносливость

Физическая деятельность означает серьезную нагрузку на мышцы и опорно-двигательный аппарат. Постоянное использование силового ресурса может плохо влиять не только на позвоночник, суставы и мышцы, но также на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы.

Человек может задействовать инструменты, повышающие производительность труда, снижающие нагрузку на организм, ускоряющие создание конечного продукта.

  1. Если инструментов нет или используются простейшие орудия, то речь идет о ручном труде. В постиндустриальную эпоху такой вариант редко встречается. Однако он все же существует, причем не только в странах “третьего мира”. Например, прополка сельскохозяйственных культур в аграрных регионах, озеленение, выпечка тортов, массаж.
  2. Механизированный тип означает утомительную, однообразную нагрузку (например, токарное дело, фрезеровка, рытье котлованов специализированной техникой).
  3. Третий этап и тип — работа на конвейере: сборка деталей, сортировка или упаковка товара. Такая деятельность требует выносливости, внимательности, дисциплинированности.
  4. Четвертый вариант — работа на полуавтоматическом и автоматическом производстве. Здесь необходимо обслуживать различные системы, контролировать их функционирование, иногда настраивать их. Ряд автоматически управляемых станков осуществляет производственные процессы, а человек должен следить за тем, чтобы эти процессы проходили без сбоев.

Существует еще одна классификация трудовой физической деятельности человека.

  • Статический физический труд подразумевает стоячую или сидячую работу, при которой основная нагрузка приходится на спину, руки и ноги (например, упаковщик).
  • Динамический физический связан с передвижениями. В зависимости от их интенсивности работа может быть трех типов. Первый тип — общая динамическая (задействована большая часть мышц человека). Второй — региональная динамическая (от одной трети до двух третей мышц под нагрузкой). Третий — локальная (меньше трети мышц работает постоянно).

Зачастую для осуществления физической работы можно использовать услуги по аутсорсингу, перепоручая агентству набор персонала и контроль за ним. Если же рабочий процесс должен контролироваться работодателем, то уместен будет аутстаффинг персонала.

Умственный труд: память и концентрация

Основная нагрузка приходится на нервную систему. Человек может страдать от перегрузок органов чувств (чаще зрения и слуха) и гиподинамии (недостаток или даже отсутствия движения).

Классификация основных форм интеллектуальной трудовой деятельности такова: управленческий, операторский, творческий труд и взаимодействие с людьми.

  • Управленцы — это руководители, администраторы, менеджеры, бизнесмены. Их работа связана с принятием сложных решений в условиях недостатка времени и информации. Здесь очень важна стрессоустойчивость, а также проактивность.
  • “Операторы” также могут работать в сложных условиях (например, авиадиспетчеры). Их задача — следить за оборудованием, сложными системами и процессами.
  • Творчество связано с искусством и изобретательством: это удел писателей, режиссеров, композиторов, художников, актеров, певцов. Создание новых сюжетов, композиций, картин, иллюстраций, фильмов подразумевает значительную нагрузку на воображение, память, волю, интеллект.
  • Взаимодействие с людьми требует психоэмоционального и волевого напряжения. Для педагогов и врачей характерен высокий уровень ответственности и вовлеченности.

Смешанный вариант подразумевает работу руками в сочетании с интеллектуальной нагрузкой. Например, пошив платьев на заказ, изготовление шкатулок, ювелирных украшений, декоративных подушек или флористических композиций.

Другие критерии

Есть и иные классификации видов трудовой деятельности.

По содержанию труда можно выделить:

  • репродуктивный: означает работу по установленному образцу (например, массовое производство одежды);
  • творческий: связан с созданием чего-то оригинального, необычного (дизайнерские коллекции одежды).

Классификация форм трудовой деятельности по условиям, в которых работает человек, — это деление на два варианта. Первый — работа в нормальных условиях (например, в офисе). Второй — в экстремальных условиях (промоальпинизм, работа в горячих цехах и т.п.).

Делится труд и по форме организации рабочего процесса:

  • индивидуальный (работник сам планирует график),
  • смешанный (посменная работа),
  • нерегламентированный (со свободным графиком),
  • регламентированный (со строгим распорядком).

Виды трудовой деятельности

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Читайте также:
Управление сотрудниками: современные подходы, концепции, методы и  схемы

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: